Язык- основа коммуникации. Через язык передаются смыслы, содержания и концепты, в том числе и политические. Язык содержит специфические черты носителя и переносит их через века, если не подвергается значительному влиянию.
Через сохранившиеся политические термины передаётся и история политической системы. Но стоит отметить, что архаичные термины в современной реальности могут приобретать интересное значение.
Известно, что современные армянские политические термины проистекают из достаточно древних времён. "Нахарар", "марзпет", "кахакапет", "нахага" и прочее- это не термины периода новейшей истории Армении и демократического управления. Они идут корнями к феодальному периоду. Сохранились они как из-за консервирующей черты армянского языка, так и местами из-за политики Левона Тер-Петросяна по возвращению некоторых терминов досоветского периода.
Казалось бы, что в этом нету проблемы, это даже хорошо, что есть самостоятельные армянские определения, но эти термины словно потворстуют той реальности, которая сформировалась в Армении.
Нахарар стал действительно нахараром, то есть членом родовой аристократии. Только в современных реалиях это переносится в семейно-клановые отношения. На уровне своего "владения", то есть родного округа, города он осуществляет патрон-клиентскую форму отношений. При этом служа верно своему вышестояшему он обязан выдавать людской ресурс: только это уже не пехота и конница, выдвигаемая феодалом в общее войско, а электорат округа, который должен проголосовать за правящую элиту. А для этого к выборам ремонтируются дороги и раздаются "подарки" в каждом округе местными олигархами.
Нахага также имеет функции не президента, а именно главы. То есть лидера, центрирующего при себе всю власть и стоящего вне реальных границ трёх ветвей власти. Это не столь глава правительства, сколько глава вообще.
Таким же образом функционируют и части иерархии, являя собой систему "лордов", подчиняющихся вассально лордам повыше.
Конечно, в условиях свободного рынка и демократии эти бы термины не имели такого подходящего им содержания, так что корнями всё идёт в саму систему. В то же время язык формирует символы, а символы формируют политику и их роль недооценивать нельзя.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор