Вахагн - бог войны и храбрости
Армянская мифология хранит в своих пластах не только древние индоевропейские сюжеты, причём как общие, так и индоарийские и, собственно, армянские. В ней содержатся мотивы хайасской и шумеро-аккадской мифологии. Одним из примеров является известный бог Вахагн, бог войны, дарующий храбрость.
Мовсес Хоренаци упоминает гимн, посвящённый рождению Вахагна, который он услышал от ванских старцев. Этот гимн является одним из самых чистых примеров индоевропейской поэзии. Это видно по самому первому предложению - "В муках рождения было небо, в муках рождения была земля". На русском языке это не имеет особого подтекста, но на армянском, однако, приобретает важный оттенок: "Yerkner yerkin, yerkner yerkir".
Корень "yerk" употребляется здесь постоянно, символизируя священность гимна и заложен в фундаментальные слова - небо, земля, рождение. Как и "erku" - число два, символизируя как двоичность мира(небо-земля), так и процесс рождения("раздваивание" человека). Есть предположение, что и "yerkat" - железо, может быть связано с этой же корневой основой.
В седьмой строке говорится, что "он имел огонь вместо волос" - "na hur her uner". Вновь можно увидеть повторение близких корней. Седьмое положение строки тоже не случайно. В остальном же, Вахагн полностью связан с цифрой "3": сам гимн трёхчастный; Вахагн был третьим сыном Тиграна: сам Тигран был 9-ым правителем Армении; по его имени назван 27-ой день месяца.
Имя Вахагна также связывают с индийским богом Веретрагной. Однако ничего общего в мифическом контексте Вахагн не имеет с ним. В тоже время, имя Веретрагны(Вритрахана) может помочь: предполагается наличие в его имени корня "тра", связанно всё с той же цифрой "3". Кроме того, Веретрагна выступает одним из эпитетов Агни, который имеет эпитет "три-садастха" - "при трёх обиталищях". Лингвист В. Н. Топоров указал на имя одного хайасского бога - Териттитуни, в котором также содержится близкий корень "-trita".
Как выясняется, Вахагну поклонялись в той же области, где и Териттитуни. Также он упомянут восьмым в хайасском пантеоне, а храм Вахагна был разрушен при христианизации восьмым по счёту. Таким образом, Териттитуни может выступать хайасским прообразом Вахагна. Таким образом, Вахагн, Вритрахан и Териттитуни связаны между собой и числом "3".
Агни вообще был рождён также, как и Вахагн. В Ведах он рождён на небе, на земле и в океане, близко к гимну Вахагна. Однако у армянского бога войны есть и неиндоевропейская параллель, в лице шумерского демона Асага. В мифе "Лугаль" рассказывается, что Асаг рождён от Ана и Ки - неба и земли.
И далее сказано: "Он (Асаг) поджёг тростниковые заросли, затопил небо в крови. В тот момент, в тот день, поля стали по всему горизонту красноватыми подобно пурпурной краске - истинно, это было так!". Сравните эту часть с гимном Вахагна и увидите потрясающие параллели.
Известно, что Асага убили у истоков Тигра, то бишь там, где поклонялись Вахагну и Териттитуни. Сам он часто упомянут как семиглавый змей. И тут появляется интересная корреляция. Эпитет Вахагна - Вишапакаgh', то есть "борец с драконами". Однако каgh' с армянского можно перевести не только как "бороться, пожинать", но и как "козёл"(kal'). Тогда получится "Драконо-козел", что соответствует образу демона. Корни слов могут по-разному интерпретироваться в разных сюжетах.
Таким образом, мы можем видеть, насколько многослойны внутри себя армянские мифы. В них не только содержится индоевропейский контекст и наиболее близкий индоарийский. Она также связана с хайасской религией и шумеро-аккадскими мифами. И в образе Вахагна можно увидеть мифологические мотивы перечисленных территорий. Как и сам миф о Вахагне повлиял на аналогичные мифы региона и вступал в диалектическую связь.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
Армянская мифология хранит в своих пластах не только древние индоевропейские сюжеты, причём как общие, так и индоарийские и, собственно, армянские. В ней содержатся мотивы хайасской и шумеро-аккадской мифологии. Одним из примеров является известный бог Вахагн, бог войны, дарующий храбрость.
Мовсес Хоренаци упоминает гимн, посвящённый рождению Вахагна, который он услышал от ванских старцев. Этот гимн является одним из самых чистых примеров индоевропейской поэзии. Это видно по самому первому предложению - "В муках рождения было небо, в муках рождения была земля". На русском языке это не имеет особого подтекста, но на армянском, однако, приобретает важный оттенок: "Yerkner yerkin, yerkner yerkir".
Корень "yerk" употребляется здесь постоянно, символизируя священность гимна и заложен в фундаментальные слова - небо, земля, рождение. Как и "erku" - число два, символизируя как двоичность мира(небо-земля), так и процесс рождения("раздваивание" человека). Есть предположение, что и "yerkat" - железо, может быть связано с этой же корневой основой.
В седьмой строке говорится, что "он имел огонь вместо волос" - "na hur her uner". Вновь можно увидеть повторение близких корней. Седьмое положение строки тоже не случайно. В остальном же, Вахагн полностью связан с цифрой "3": сам гимн трёхчастный; Вахагн был третьим сыном Тиграна: сам Тигран был 9-ым правителем Армении; по его имени назван 27-ой день месяца.
Имя Вахагна также связывают с индийским богом Веретрагной. Однако ничего общего в мифическом контексте Вахагн не имеет с ним. В тоже время, имя Веретрагны(Вритрахана) может помочь: предполагается наличие в его имени корня "тра", связанно всё с той же цифрой "3". Кроме того, Веретрагна выступает одним из эпитетов Агни, который имеет эпитет "три-садастха" - "при трёх обиталищях". Лингвист В. Н. Топоров указал на имя одного хайасского бога - Териттитуни, в котором также содержится близкий корень "-trita".
Как выясняется, Вахагну поклонялись в той же области, где и Териттитуни. Также он упомянут восьмым в хайасском пантеоне, а храм Вахагна был разрушен при христианизации восьмым по счёту. Таким образом, Териттитуни может выступать хайасским прообразом Вахагна. Таким образом, Вахагн, Вритрахан и Териттитуни связаны между собой и числом "3".
Агни вообще был рождён также, как и Вахагн. В Ведах он рождён на небе, на земле и в океане, близко к гимну Вахагна. Однако у армянского бога войны есть и неиндоевропейская параллель, в лице шумерского демона Асага. В мифе "Лугаль" рассказывается, что Асаг рождён от Ана и Ки - неба и земли.
И далее сказано: "Он (Асаг) поджёг тростниковые заросли, затопил небо в крови. В тот момент, в тот день, поля стали по всему горизонту красноватыми подобно пурпурной краске - истинно, это было так!". Сравните эту часть с гимном Вахагна и увидите потрясающие параллели.
Известно, что Асага убили у истоков Тигра, то бишь там, где поклонялись Вахагну и Териттитуни. Сам он часто упомянут как семиглавый змей. И тут появляется интересная корреляция. Эпитет Вахагна - Вишапакаgh', то есть "борец с драконами". Однако каgh' с армянского можно перевести не только как "бороться, пожинать", но и как "козёл"(kal'). Тогда получится "Драконо-козел", что соответствует образу демона. Корни слов могут по-разному интерпретироваться в разных сюжетах.
Таким образом, мы можем видеть, насколько многослойны внутри себя армянские мифы. В них не только содержится индоевропейский контекст и наиболее близкий индоарийский. Она также связана с хайасской религией и шумеро-аккадскими мифами. И в образе Вахагна можно увидеть мифологические мотивы перечисленных территорий. Как и сам миф о Вахагне повлиял на аналогичные мифы региона и вступал в диалектическую связь.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор