Армянская правовая мысль, к сожалению, не смогла достичь такой детальности и широкости, как многие правовые системы по соседству с ней. Связано это было с тем, что для развития права и юриспруденции требуется достаточно долгое и стабильное существование государственности. Армяне же были вынуждены часто наблюдать крушение своих политических институтов. Что не означает, что у армян не было своего права.
Наследием правовой мысли является "Судебник" Мхитара Гоша, "Судебник" Смбата Гундстабля, Конституция Шахамира Шахамиряна и т.д. При всём политическом кризисе, армянское право не отставало от мировых аналогов: идея естественного права, распространённая в Европе, была и у Мхитара Гоша; армянская Конституция была написана в тот же период, когда и Конституция США, Франции, Польши и т.д.
Стоит отдельно отметить судебную систему древней Армении, которая была достаточно развита, хотя не достигла такого размаха, как римское право.
Начнём с того, что во всех древневосточных государствах судебные функции были частью единого государственного аппарата. В Урарту высшей судебной инстанцией являлся царь, власть которого дана божественной волей. Судебной властью обладали также его советники, "семя царского рода" и наместники областей. С определёнными особенностями, подобная система сохранилась и в древней Армении.
Спецификой Армении, отличавшей её от других соседних стран, была высокая роль родовой знати сельской общины. В этой связи были родовые суды и суды государственного аппарата. В родовое управление входили представители военной знати, администрации и жрецы. Это первая инстанция. Выше по иерархии шли должностные лица при царском дворе, которые могли пересмотреть решение. Это были главы округов, назначаемые царём. Высшей же инстанцией был царь.
Родовые суды имели народный характер, потому не всегда можно было пересмотреть решение, в виду большого авторитета главы конкретного рода.
Во времена Ервандуни правовую функцию выполняло специальное ведомство, а во времена Аршакуни - отраслевое агентство. Главное агентство возглавлял жрец, после принятия христианства - католикос.
Таким образом, судебная система Армении выглядела так: суды городов и посёлков - арбитр царского двора и главы административной единицы - царь. Это имеет близкие параллели с экстраординарным производством в Древнем Риме, где была схожая система: общинные суды - магистраты и главы провинций, глава императорской армии- император.
Вот только в Риме данная система появилась в 298 г., в то время как в Армении она зародилась ещё при Арташесидах. При этом решение второй инстанции, царского арбитра, можно было пересмотреть в случае жалобы, в то время как решение командующего армией, такого же второго лица в судебной практике, в Риме не пересматривалось.
Также в Риме префекты крупных городов могли проводить пересмотр дела других поселений, в то время как в Армении городские и сельские суды действовали на равных условиях.
Всё это указывает на достаточное развитие правовой мысли в Армении, которая страдала только меньшими масштабами, в отличие от римского права. В некоторых же случаях, Армения опережала Рим. Как уже было сказано выше, должность судьи отделилась от других должностей административного управления в Армении на три века раньше, чем в Риме.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор