Данная статья несёт цель доказать, что контакты Армянского нагорья и Месопотамии настолько тесные, что это по сути гомогенные регионы.
Начиная с ранних исследований армянского народа рядом исследователей армяне отождествлялись с арамейцами ввиду крайней схожести их этнонимов.На первый взгляд, ситуация некорректна: армяне известны как индоевропейцы и земледельческая культура, в то время как арамейцы- семиты и кочевники. Однако не одними совпадениями питается интерес к сопоставлению двух этих терминов.
Если говорить простым языком, то было бы странно в определённой степени считать соседние термины "Армения" и "Арам" совпадениями.
Праформа топонима Армения встречается начиная с 24-22 вв. до н.э. в виде Армани(Арманум). Это государство упоминается в клинописях аккадских царей Саргона Древнего и Нарам-Сина. Учитывая, что на аккадском языке "armanum"- абрикос, а "armantu"- серна, можно сделать вывод, что Армани находится на территории Армянского Нагорья, где есть и то, и другое, в отличие от Месопотамии. Кроме того, Нарам-Син, захвативший Армани(в отличие от Саргона, чей поход закончился неудачно), упоминает что дошёл до Верхнего Моря. Речь о Чёрном море, очевидно. В таком случае, Армани локализуется на территории будущей Хайасы.
Топоним Арам фиксируется приблизительно в этом же периоде в Северной Месопотамии. Кроме того, в аккадских источниках встречается имя некоего Арама, царя Дубула. Север Междуречья сохранил это название и далее, как Арам-Нахараим(Арам-Нахарина), Паддан-Арам и просто Арам. Стоит упомянуть город Арми. Это будущий город Халаб или Алеппо. Изначально Армани и Арми отождествлялись. Однако в период завоеваний Нарам-Сина Арми был в составе Эблаитского царства и не назывался бы отдельно от него, да и локализации отличаются. Стоит упомянуть и области Аримои, упоминаемую в Илиаде, где обитали аримы. Место находится в "серебряных горах", как пишется в поэме. Это эпитет Тавра, который использует ещё Нарам-Син, описывая захват Эблы, находящейся подле этих гор.
Таким образом, Армения и Арам находятся в соседстве между собой. Теперь обратимся к названию юга Армянского нагорья ещё шумерских времён. Это область упоминается как Субарту(а также Субур, Субир и даже просто Суа или Су), а жители аналогично субарейцами(и далее). Существовало и личное имя Субур(Шубур). Область соответствует территории армянского Сасуна, а в целом- Тарона. В ассирийских источниках область называлась Шубрия или Шупре(тот же Субур на ассирийских лад). Стоит отметить важный момент. Урартские клинописи называют эту же область Арме(Урме), откуда и сдвоенное Арме-Шубрия.
То есть термины региона Арман/Арам/Субур отождествляются.
Стоит отметить, что арамеи стали известны намного позже аккадцев. Первые упоминания восходят к 14 вв. до н.э. Кроме того. их изначальное название в ассирийских текстах было "ахламу" и лишь позже "ахламу-арамеи" и просто "арамеи".
Исследователем Артаком Мовсисяном был отмечен интересный момент: как область Субарту, так и легендарная Аратта шумерами обозначалась идеографически одинаково как "SU.KUR.RU". Аратта схожа с ассирийским обозначением юга Арм. нагорья- Уруатри/Уратру/Урарту, библейским Арарат и аккадским Урашту(Арашт). А также армянским названием царской области- Айрарат. Стоит отметить также присутствующий в идеограмме Аратты и Субарту корень "SU". Его можно отождествить как с самим Субарту, так и с названием Севера Месопотамии и этнонимом арамейцев- Сурайя, откуда нынешняя Сирия.
Крайне примечательно как термины юга Арм. нагорья и Месопотамии "вторят" друг другу. Однако речь далеко не только об этой области. Та же область Айрарат находится на территории гораздо севернее, как и наша локализация Армани. Тут же вторится и второй этноним Месопотамии- Нахарина, в виде "Наири". Так назывались территории вплоть до Великого моря, то есть, опять же речь о Чёрном море. Соответственно, об территории Хайасы. Оба восходят к аккадскому "naru"- река, и связано с Тигром и Евфратом, протекающей по этим территориям. Есть и теория, переводящая Наири c шумерского как "каменный дом"(NA-IRI).
Стоит отметить и другой момент. Урартские цари употребляли нескольок терминов по отношению к своей стране. На двойных ассиро-урартских клинописях ими употреблялся термин Биайна. Однако в ряде надписей они называли себя "царями Сури". Это отразилось в мифе о происхождении хурритов и урартов. По хурритской легенде, Тешшуб родил двух братьев- Хурри и Щери. Первый соответствует хурритам, второй- урартам(точнее- "сурилае", как их этноним вывел Дьяконов).
Сами себя армяне называют "хай", а страну- Хайк или позднее Хайастан. Таким образом, Хай и Арам получают привязку. Стоит отметить, что Субарту в раннешумерский период упоминалось как "HA.A". Это можно отождествить с Хай. Кроме того, в эблаитских надписях упоминается некий "сын Хайи" из Арми.
В самом сердце Армянского нагорья топоним Хай встречается в названии государства Хайаса(страна хаев) и в урартском топониме Хайни. Контаминирует Хайаса с топонимом "Ацци"(урартское Аза) и сдвоенно называется также Хайаса-Ацци. Лувийцами упоминается и что-то среднее между Хай и Аза- Хаззо. Стоит отметить, что Арми посещал также "сын Азы". Тут же, в Сирии, упоминалась священная для семитов гора Сапану или Сапану-Хаззо. Название Сапану повторяется в армянской горе Сипан.
Джаукян связывает связь Хай и Аза через армянский язык, связывая Хай с этнонимом армян, а Аза- с армянским словом "азг"- семья, нация. В таком случае, схема "Хай=Аза" обретает смысл.
По поводу горы Хермон или Ермон(которую финикийцы называли Сирион, что может намекать на связь Армани и Су) на юге Ливана можно предположить, что она также связана с топонимом Армани/Арам. Как и в случае с названием одной из столиц Ханаана- Ай, Гай или Айат. Стоит отметить несколько упоминаний самаритянами присутствия в этом регионе армян во главе некоего Шобаха.(данный абзац- гипотеза автора поста).
В Урарту область возле озера Ван называлась Арамале(переводится как "арамы") и соответствует армянской области Хайоц-Дзор. Также главным городом Арамале был город Айале( "айы"). Таким образом в очередной раз Арам=Хай.
По гипотезе Греппина, армянский топоним "Хай" и хатто-хеттский "Хатти" происходят от одного общего корня. Доказательством тому является урартское название Араратской долины- Этиуни или Этиухи(область этов). Этио- урартское отражение Хатти. Царь этой области был родом из Ийани. Так урарты называли долину реки Чорох, то есть бывшую Хайасу. Таким образом, Хатт=Хай.
Можно гипотетически связать корень Хатт/Эт с шумерским "Эдин"- равнина, и родственное ему библейское "Эдем"(Эден). Эдем локализуется на территории Араратской долины.(данный абзац- гипотеза автора поста).
Подведём итог.
Первая часть тождества- топонимы Арм. нагорья. Вторая- топонимы Месопотамии.
Армани, Армения, Арамале, Арим=Арам, Арми.
Субарту, Шубрия, Сури= Сурайя.
Ацци, Аза, Хаззо= сын Азы, Сапану-Хаззо.
Сипан=Сапану.
Хай, Хайк, Хайаса, Хатти, Этиуни, Хайни= сын Хайи, Хаа.
Наири=Нахарина.
В свою очередь, каждый топоним связан с предыдущими.
Таким образом, наитеснейшая связь Армении и Месопотамии является доказанным фактом.
По материалам многочисленных исследований арменоведов и небольшим измышлениям автора поста.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
Поделиться