«Не могу долго жить без Баку и бакинцев», - признавался русский поэт Сергей Есенин друзьям. В Азербайджане он был несколько раз, но особенно на жизнь и творчество поэта повлияло райское местечко в 40 километрах от Баку – поселок Мардаканы. С этим курортом на Апшеронском полуострове связано самое продолжительное и, увы, последнее пребывание Есенина на азербайджанской земле", - пишет азербайджанский паблик из ВК.
Примечательно, что согласно переписи населения 1926 года, только 26% населения Баку были татарами (азербайджанцами). Что-то мне подсказывает, что он любил оставшиеся 74%. Ведь свой стихотворный цикл поэт назвал - «Персидские мотивы», и это с учетом того, что в 1925 году уже существовала Азербайджанская ССР. А если учесть и персонажа стихотворений Шаганэ, которая упоминается 6 раз, и чей образ Есенин взял с приехавшей в Батум из Тифлиса учительницы, бывшей подпольщицы-коммунистки Шаганэ Нерсесовны Тертерян (во втором браке Тальян), то становится очень интересно, причем тут вообще азербайджанцы?
Видимо, также подумали и наши соседи и решили засунуть ильхамовский нос в гармонию Персидских мотивов. Так, азербайджанский литературовед Чингиз Гусейнов и историк Фуад Фейзуллаев выдвигали версию, согласно которой имя Шаганэ образовано от названия апшеронской деревни Шаганы (или Шаган), где Есенин увидел красивую девушку. Хотя намного раньше В. Г Белоусов, готовя к изданию биографию Есенина, сумел разыскать женщину, вдохновившую Есенина, — Шаганэ Тальян — и разместил в своей книге отрывки из её автобиографии, связанные с поэтом. Ну что сказать, азербайджанцы.
Автор портрета Аргишти Месропанц
Нарек Тер-Саркисянц,
ИАПС Антитопор