Идея о собственном и едином своде законов у армян зародилась задолго до конца XX века. Первый план армянской Конституции был заложен ещё в 1773 году. Правда, армяне стали единственным народом, который имел свод законов, но не мог его применить на политическом поле.
"Ворогайт Парац", то есть "Западня Честолюбия" - так называемая армянская Конституция, составленная философом Шахамиром Шахмиряном и его коллегами в Мадрасе, в Индии. Начальное вступление были написано в 1773 году, сам труд окончательно оформился в 1788 году. Заметим, что в это же время пишется Конституция США, "Декларация прав человека и гражданина" во Франции, Польская Конституция. Армяне не отставали от современных тому времени тенденций.
Труд Шахамиряна нельзя назвать Конституцией в чистом виде, так как она не была применена, а также потому что это больше, чем Конституция: скорее это кодифицированный свод законов. Однако это не отменяет того, что это уникальный источник армянского права.
Шахамирян опирался на понятие "естественного права". Это понятие было ещё у Мхитара Гоша в XI веке и также распространено в европейской философии. Это право неотчуждаемо и дано от рождения, а также рационально. Но было также и "божественное право", данное свыше и абсолютно нерушимое. Естественное же право, по словам Шахамиряна, можно изменить.
Если европейские философы могли принять монархическую власть в своих трактатах, то Шахамирян полностью отрицал её. Он считал, что правление одного царя противоречит Богу и что именно поэтому на Армению упало множество страданий. Также царь не может, имея силу одного человека, управлять множеством людей. Потому лучшей формой правления является республиканско-демократический строй.
Высшей законодательной властью являлся "Хайоц тун" - "Дом армян", аналог парламента. Исполнительной властью обладал нахарар, имевший 12 советников. Судебная власть закреплялась за Палатой суда. Власть нахарара ограничена "домом", однако ему разрешено править династически, если его дела не противоречат закону.
Конституция предоставляла огромное количество социальных прав, в том числе и немощному населению. Что касается женщин, то их, однако, не допускали до избрания. Они могли избирать, но не быть избранными. Шахамирян считал женщин слишком эмоциональными, от чего они могут принимать неправильные решения в политике.
Кроме прав, Конституция закрепляла и ряд обязанностей. Гражданин Армении должен был знать армянский язык, уметь читать и писать на нём. Также он обязан был посещать церковь. Несоблюдение этих норм воспрещалось.
В целом, "Ворогайт Парац" - уникальный продукт армянской правовой мыли. Не отставая от мировых тенденций, труд этот однако приобрёл свои собственные, армянские черты. Конституции этой сбыться не удалось. Однако она стала важным историческим наследием. Ведь в конце-то концов, вступительный текст к этой Конституции был написан раньше, чем Конституция США.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор