Армянская философия подпитывалась идеями греческих философии, самые выдающиеся армянские философы были прекрасно сведущи в трудах Аристотеля, Сократа и Платона. В то же время эллинизм в Армению приходил как благое взаимодействие цивилизаций, на котором и основано человеческое общежитие.
Разница между взаимодействием и заимствованием как раз в том, что первое - не копирование чужых традиций, а создание собственных на этой основе черт.
Армянская философия не исключение.
Так, например, греки считали Вавилонское столпотворение актом высшей греховности, а разделение языков - как суровое наказание.
Если в первом согласятся практически все христианские философы, то второй армянские подкорректируют. Разделение языков армяне не считали чем-то абсолютно ужасным. Напротив, мир наполнился разнообразием языков, о котором писали Егише, Мхитар Гош и многие другие, уделяя каждому языку особое место. В противовес грекам, которые считали первоязык наиболее чистым, а появившиеся на его основе - непонятными и грубыми наречиями.
Отсюда и отличен подход к человеческому творчеству. Греки не видели пользы в глубоком сохранении и изучении инородных языков. У армян же был Киракос Гандзакеци, написавший армяно-монгольский словарь в период их нашествия.
Армянские философы были куда свободнее в своей мысли, чем греческие. Армяне видели в потенциале человека больше возможностей для творчества. Собственно, язык также мог вполне твориться и развиваться человеком. Греки здесь были куда "статичнее", считая, что Бог лишь один раз определил язык человека и его форму.
Юмор армяне себе тоже позволяли. Анания Ширакаци, например, назвал Бога вором, за то, что тот взял ребро у Адама, не оповестив его заранее.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор