Как известно, Армения имеет к данному преданию самое прямое отношение. На протяжении долгого времени предание подвергалось различным трактовкам, от того, что это аллегория до буквального факта всеобщего затопления.
С началом Нового времени рационализм стал главным фактором познания мира. В данном случае, он сопрягался с научными открытиями и философией Просвещения, резко отвергавшей эпические традиции, как полностью выдуманные и недалёкие сказания.
Вопрос с библейским потопом интересует многих, так как сама идея потопа присутствует в эпических сказаниях многих далёких друг от друга цивилизаций, как общечеловеческий архетип.
В то же время можно отметить группу схожих сказаний. В данном случае речь о библейском, шумерском и греческом предании. При этом в первых двух случаях "место спасения" по сути идентично и локализуется на Армянском нагорье, хоть и в разных местах. Что касается греческого мифа, то один из мест пристанища Девкалиона считалась гора Парнас. Дело в том, что название горы можно возвести к анатолийскому "parna"- дом. Отсюда можно предположить, что миф зародился не на балканской почве, а одноимённая гора в Греции могла получить такое название позже самого мифа.
В начале Нового времени идея о потопе обретала иногда иной смысл. В частности, в самом начале XX века одним армянским писателем в США была предложена иная трактовка того, как был осуществлён потоп.
По его мнению, Всемирного потопа не было, а было только локальное затопление в районе Армянского нагорья. Как считает автор, благополучие и обширность армянской земли способствовали тому, что первым людям не было смысла покидать район Армянского нагорья- своей родины. Напомним, что по аналогичным преданиям местоположение Эдемского сада локализуется также в Армении.
Отсюда автором делается логичный вывод, что Богу не нужно было топить всю планету, так как люди жили исключительно в одном регионе. Это и обусловило, почему пристанищем ковчега была гора этой же области.
Способ потопа же описывается, как буквальное разверзание почвы, от которого пошло массовое затопление и потоки воды.
В данном случае мы видим "модернизированный вариант" предания. Стоит однако отметить, что похожее существует в научных гипотезах. Одна из гипотез предполагает аналогично местное происхождение потопа, в районе близ Чёрного моря из-за огромной вулканической активности(или землетрясения), породившей что-то вроде огромного цунами, из-за которого Чёрное море должно было "выйти из берегов" и увеличится в размерах. Датировка данного потопа- приблизительно 6 тыс. до н.э.
Эпос предполагает память о каком-либо событии прошлом, но представленной в иной, мифологизированной форме. Через общие архетипы передаются идеи о реальных событиях, причём как этноса, так и человечества в целом.
Научная гипотеза может объяснить аспект данного предания в Передней Азии, где Армения будет точкой старта и конца. В то же время, присутствие этого мифа и в иных преданиях, вроде индийской или китайской традиции, заставляет копать глубже.
Как известно, Армения представляет из себя регион раннего цивилизационного развития. Вне зависимости от того, где находится прародина человека, Армения и окружающая её территория были местами одного из первейших цивилизационных опытов человека.
А значит, если пока не известно на полностью научной почве, является ли регион родиной человека, как в преданиях, или нет, то родиной его культурного компонента- вполне возможно. Как минимум, общечеловеческое предание о потопе может быть тому доказательством.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор