О принятии Арменией Христа.
Гарик Маркарян, спецкор ИАПС Антитопор.
"Кто мнил, что мы носим христианство, как одежду, ныне не может заставить сменить ее, как и цвет кожи, и, вероятно, не сможет до скончания веков. Ибо основы христианства твердо заложены на недвижной скале, не на земле, а вверху, на небесах, где дождь не льет, ветры не дуют и потоки не возникают. И мы, хотя телом пребываем на земле, но верою своею обстроились на небесах, где никто не может проникнуть в нерукотворное строение Христово."
( Егише, армянский историк 5в.н.э.)
Христианство становиться государственной религией в Армении в 301 г. н.э., однако нужно учесть, что учение Христа проникло на территорию страны значительно раньше. Первыми просветителями Армении стали святые апостолы Фаддей и Варфоломей, проповедовавшие в 1 в. н.э. Именно благодаря им Армянская Церковь именуется апостольской. В свою очередь, армянский народ построил монастыри, за стенами которых хранятся гробницы просветителей Армении. К несчастью, эти святилища сейчас находятся не на территории Армении. И, если монастырь св. Фаддея хранится в Иране в хорошем состоянии, то монастырь св. Варфоломея покоится полуразрушенной, но столь же величавой, как и прежде, на территории современной Турции.
Вышесказанное могло ввести читателя в заблуждение, так как могло сложиться впечатление, что христианство сразу было принято армянским народом. В действительности же, христианство долгое время преследовалось и подвергалось гонениям, как инородный и чуждый элемент, вплоть до правления Трдата III, который будучи в прошлом ярым язычником благодаря чуду не только сам начинает верить в Христа, но велит крестить весь народ. Инициатором обращения армянского народа в христианство стал святой Григорий Просветитель. Волею случая, Царь Трдат и Григорий были соединены кровным родством, но родство это было омрачено братоубийством. Григорий был сыном Анака, убившего царя Армении Хосрова, отца Трдата, во время политического переворота. Судьба разделила двух братьев надолго, однако им все-таки суждено было встретиться. Эта встреча состоялась во время празднования вступления на престол Трдата, которые проходили в одном из центров языческой Армении- местечке Эризе. Григорий, получивший христианское образование в Каппадокии, тоже находился там. После отказа принести жертвоприношение, обнаруживается вера и происхождение Григория. После жестоких пыток Григория оставляют в темнице Хор Вирап, находящейся неподалеку от Арташата. Заточение Григория длиться примерно 15 лет. Можно сказать, что спасла Григория любовь, хотя и несчастная. Во время его заточения в темнице, в Армению из Рима пребывают тридцать семь дев, среди которых была и Рипсиме, поразившая Трдата своей красотой. Царь Армении стремился добиться расположения девушки, но получив отказ, велел предать мученической смерти всех прибывших, наряду с Рипсиме. Однако царь тяжело переживает гибель своей возлюбленной и на этом фоне у него развивается «свиная» болезнь (клиническая ликантропия – Прим. автора). Все лекарства оказываются бессильными, и тогда Трдат, по совету своей сестры, прибегает к помощи заточенного Григория. Последний, в свою очередь, долгими молитвами дарует исцеление армянскому царю. Излечившийся Трдат не только сам принимает христианство, но и объявляет его государственной религией.
Может показаться, что вышеописанное очень похоже на «красивую легенду», однако в 1978 г., во время раскопок на восточной стороне каменной ограды монастыря св. Рипсиме, были обнаружены мощи святых мучениц. Все они были обезглавлены, об этом же сообщается в «Истории Армении» Агатангелоса ( армянский исторический писатель 5 в. н.э. - Прим. автора). Более того, радиоуглеродная датировка показала, что останки относятся к 3-4 вв. н.э., что в очередной раз подтверждает вышеописанное. Еще одним свидетельством принятия Арменией христианства является «Церковная история» Евсевия Кесарийского, написанная в первой трети 4 в. н.э. Описывая бедствия, сопровождающие правление Максимина II Дазы (римского императора в 305-313 гг.- Прим. автора''), Евсевий пишет «к этим бедствиям присоединилась еще война с армянами; их, людей, издавна бывших друзьями и союзниками Рима, притом христиан, и христиан ревностных, этот богоборец попытался принудить к жертвоприношениям идолам и демонам и этим сделал их вместо друзей врагами и вместо союзников – неприятелями».
Материал подготовлен коммандой АНТИТОПОР (ИАПС)
www.antitopor.com