Принятие христианства государственной религией было не таким уж простым этапом. И здесь Тиридату III пришлось столкнуться с определёнными политическими проблемами, корни которых были заложены ещё задолго до 301 года.
В целом, среди простого люда христианизация прошла достаточно мирно. Сведения упоминают лишь активное сопротивление жречества и отдельных нахарарских домов, на которые была мобилизована и часть народа.
Собственно, Евсевий Кесарийский писал, что армяне были уже "ревностными христианами", когда римский император Максимин II пытался напасть на Армению и заставить её отказаться от новой религии. А это произошло в 313 году, когда христианство ещё не пустило глубокие корни, но армяне уже были отмечены как стойкие в своей вере. На это указывает и археология - в I-II вв. в Армении обнаружено немало христианских захоронений.
Причины принятия христианства имели и очень важные политические корни. В Армении со времён Артавазда II наблюдался частый конфликт между царём и нахарарами. В связи с политическими кризисами, Армении могла угрожать ещё большая дестабилизация. Тенденции же ослабления власти аристократии начались ещё при Тигране II, но падение Армянской Империи вернуло прежние позиции местных элит.
Принятие христианства было воспринято негативно рядом нахарарских домов по достаточно простой причине - армянская религия предполагала божественное происхождение аристократии и, соответственно, её фундаментальную роль в иерархии. Нахарары стремились регулировать царскую власть. Именно поэтому Артавазд II оказался в опале, так как отменил ашхарожохов и стремился к единоличному правлению.
Принятие же христианства означало, что божественный статус нахараров исчезает. Царский же статус, напротив, увеличивался, так как царь теперь становится провозвестником новой религии. Новый же институт, христианская церковь, теперь выступала как защитник его интересов. Это давало возможность Армении избежать центробежных тенденций и централизовать политическую систему возле одной единой религии. А также укрепить царскую власть, которая к тому времени уже заметно слабела.
Но почему же Армения так и не усилилась? Причина была всё в том же конфликте внутренних интересов. Фигура царя всё ещё оставалась слабой. Ряд армянских правителей позже были осуждены Армянской церковью за убийства неугодных церковников. Вскоре нахарары пришли к выводу, что Армянская церковь лучше может представлять интересы Армении, чем царь. Рос и статус рода Мамиконян - спарапетов Армении.
Аршак II привёл все к худшему знаменателю. В политической борьбе он попытался изменить армянское христианство. По словам армянских историков, он пытался внедрить в Армении арианство - одно из ветвей христианства, которое было признано сектой на I Вселенском Соборе. Гонению подвергались те, кто отказывался от принятия арианства. Здесь Аршак II хотел объединить власть возле нового вероисповедания, но провалился - арианство приняла лишь малая часть духовенства.
Однако, ослабить страну он смог изрядно. По словам современников, люди разочаровались и пришли в уныние от попытки царя изменить уже утверждённую веру. Некоторые стали возвращаться к язычеству. Нахарары обособились ещё сильнее. Ашхары из административных единиц постепенно превращались в отдельные княжеские уделы, которые усиливали дробление армянского государства. В итоге, Армения пала под натиском сильных противников. Теперь судьба отдала страну армянскую в руки рода Мамиконян. Именно ему предстоит защитить страну от окончательного уничтожения.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор