Население Армении отличается высоким уровнем этнической и конфессиональной однородности, меньшинства здесь составляют всего лишь 2% от общего числа жителей. В эти 2% умещаются такие этноконфессиональные группы как курды, езиды, ассирийцы, русские, и у каждой из них есть своя история пути, приведшего их на территорию современной Республики Армения.
Не являются исключением и русские молокане.
Молокане – духовное течение, возникшее и широко распространившееся на территории Российской Империи в XVIII веке. Несмотря на то, что в целом молоканское учение осталось в русле христианской религии, ряд серьёзных отличий от православия обусловил длительное преследование молокан со стороны российских властей. Продолжалось оно до 1805 года, пока Александр I не издал указ о «О свободе вероисповедания» для ряда конфессиональных групп. Спустя еще 25 лет отношение вновь переменилось и уже другой император, Николай I постановил переселить молокан на недавно присоединенные территории Южного Кавказа. Стоит отметить, что сами будущие переселенцы восприняли новый указ с оптимизмом, появилось даже «пророчество» о возникновении в скором времени «тысячелетнего царства Христа в долине Араратской».
Мечтам о царстве не суждено было оправдаться, но в остальном судьба молокан в Армении складывалась удачно. Им достались пригодные для сельского хозяйства земли, и вкупе с религиозными установками, поощряющими трудолюбие, материальный успех и осуждающими асоциальные модели поведения (такие как пьянство, разврат, физическое насилие) это обусловило дальнейшее процветание молоканских сел. Не даром многие современные исследователи-религиоведы проводят параллели между молоканским мировоззрением и протестантской этикой, способствовавшей становлению капитализма в Западной Европе.
Так продолжалось до начала XX века, пока в регион не вернулось кровопролитие. Первая мировая война и другие конфликты того исторического периода вынудили многих молокан сняться с обжитых мест и искать новое пристанище, особенно не повезло тем, чьи села остались на территориях, которые по уступке нового, большевицкого правительства вошли в состав Турции.
Не обошли стороной молокан и советские репрессии, обособленный стиль жизни и высокий уровень религиозности «сектантов» не устраивал руководство СССР. После того, как призывы к коллективизации вместо энтузиазма вызвали сопротивление населения, последовал жесткий, но типичный для коммунистической системы ответ: многие руководители общин, пресвитеры и главы семейств были расстреляны или сосланы, а оставшихся селян таки объединили в колхозы насильно. Тогда и начался массовый отток жителей в города, села молокан начали пустеть, действия советского правительства совпали с набирающим обороты процессом урбанизации. Некоторые же поселения, напротив, стали расти, приобретая при этом уже совсем другое качество, так, молоканский поселок Еленовка, после того как в нем начали развивать промышленное производство, почувствовал значительный приток населения и превратился в город Севан, нынешний центр Севанского района Республики Армения.
До наших дней на Южном Кавказе сохранилось всего несколько молоканских сел, самые известные из них - это Лермонтово и Фиолетово в Лорийской области. Население этих деревенек по возможности старается сохранить образ жизни их предков, формировавшийся в течение нескольких сотен лет. Там по-прежнему не едят свинину, негативно относятся к распитию алкоголя и не доверяют современным технологиям (поэтому телевизоры, интернет и даже мобильные телефоны в этих селах – явление не частое). Модные тенденции в одежде и стиле тоже обходят их стороной – мужчины носят подпоясанные рубахи навыпуск и не бреют бороды, а для женщин характерны платки и длинные юбки. Многое в этих деревнях действительно застыло в состоянии XIX века – настоящий рай для этнографа. В религиозном плане молокане также сохранили все свои отличия: они по-прежнему не признают икон и креста, не признают почитание святых, отрицают необходимость священнической иерархии, клира, не совершают крестного знамения.
Владимир Масленников,
ИАПС Антитопор-ИНФО
На фотоподборке вы можете видеть фрагменты повседневной жизни современных молокан Армении.