Швейцарская газета Le Temps выпустила статью о роли курдов во время армянского геноцида 1915 года и о том, как современные курды живут с этим долгом памяти.
Мухаммед Энес, житель Диярбакыра, рассказывает туристам историю храма Сурб Киракос. «Храм был построен в 1376 году и является самым старым армянским храмом на территории всего Ближнего Востока. Он принял в своих стенах более 3000 верующих, однако в 1915 году его шпиль был уничтожен», - рассказывает Мухаммед посетителям. Мухаммед еще слишком молод, чтобы помнить руины храма, который реставрировали в 2011 году, а также всю историю массовых убийств и депортаций армянского населения, свидетелями которого являются стены этого храма. Тем не менее, он уже знает намного больше то, чему его учат в школе.
«Люди этого региона знают, что армяне подверглись геноциду и никто этого не отрицает», - рассказывает Арам Хачикян, сторож храма Сурб Киракос. Арам вспоминает своего деда, которого приютил у себя в 1915 году урд. «Отец принял ислам, однако никогда не скрывал своего армянства. В нашей семье, в отличие от других, это никогда не было секретом».
В 1914 году, в Диярбакыре проживало свыше 60 000 армян. «Диярбакыр – очень символичное для истории геноцида место, так как население тут было очень разнородным: 30% армян, курдов, сирийских христиан, туркменов. Город известен также из-за Мехмета Решида, губернатора Диярбакыра в 1915-ых годах, который в своей телеграмме с удовлетворением отмечал убийства 160 000 армян», - объясняет Аднан Селик, аспирант Высшей школы социальных наук Парижа.
Аднан, чья бабушка была одной из тех исламизированных армян, опубликовал книгу о памяти геноцида у курдов Диярбакыра. Молодой антрополог отмечает роль политического движения курдов, который ставит под сомнение официальную версию истории, и непрерывно говорит о геноциде армян и о роли курдов в нем. «Каким бы «профессионалом» не был Мехмет Решид, он бы не смог устроить массовые убийства 160 000 армян без помощи влиятельных семей Диярбакыра, в особенности курдских племен. Турки обещали им земли, либо дома взамен на жизнь хозяина-армянина. Этим мусульманам обещали место в раю, если они убьют 7 христиан. Но не стоит заниматься анахронизмом, - предупреждает Аднан. В 1915 году у курдов не были националистические требования в этом регионе. Те, которые участвовали в геноциде, делали это в качестве правоверных мусульман против неверных».
Бывший мэр города Абдуллах Демирбаш закрывает лицо руками, вспоминая курдов, обманутых турецких режимом. «Мой дед рассказывал мне, как один армянский священник, убеждая не убивать его, говорил: ‘’мы – завтрак, а вы будете обедом’’. Так все и произошло». По мнению Демирбаша, существует логическая непрерывность между геноцидом армян в Османской империи и массовыми убийствами курдов сто лет спустя, сначала провозглашения турецкой Республики до конца 20 века. «Необходимо, чтобы мы, внуки курдов, участвовавших в геноциде, столкнулись с нашим прошлым и признали его. Мы должны вместе построить общее будущее», - считает Демирбаш. В 2009 году он принял активное участие в реставрации армянской церкви Диярбакыра.
Бывший мэр считает, что необходимо сделать все возможное, что армяне Диярбакыра вернулись обратно. Он желает построить армянскую школу, а также музей геноцида. «Мы не может ждать, чтобы государство действовало – значит нужно заставить его действовать».
Во дворе церкви Армен Демирчян кивает головой. Он узнал о своих армянских корнях только в 30 лет. Его дедушка и бабушка погибли во время геноцида. Его отец никогда ему не рассказывал о геноциде и ничего не говорил об армянских корнях. Однако сегодня Армен хочет знать и хочет, чтобы все знали: «Невозможно бесконечно скрывать правду. Рано или поздно придется пролить свет на истину».
Роберт Мушегян,
ИАПС Антитопор