На данный момент конфликт между турками и курдами больно бьёт по имперским устремлениям Турции. Проблему уже представляют не только турецкие курды, но и сирийские. Политические намерения курдов не сочетаются с целями турков, даже идея о самой минимальной автономии воспринимается как удар по суверенитету и национальной идее.
Однако, так было далеко не всегда. В своё время Геноцид армян стал одним из элементов турко-курдского сотрудничества. И во многом определил отношения между двумя группами на последующий век и поныне.
Курды в Османской империи занимались кочевьем и часто использовались османами как дешёвая наёмная сила. Статус курдов усиливался их исламской верой - они были выше христианских народов. Курды занимались также грабежом местных христиан и уничтожением поселений. Система вполне это позволяла: ведь неверным был дан "аман" - прощение от Аллаха. За то, что им позволили жить, они лишились многих прав: носить оружие, ездить на лошади и многое другое. Как и грабёж вполне не наказывался.
Во время Геноцида армян, для уничтожения армянского народа, были мобилизованы муниципалитеты, жандармерия, администрация и местное население. Из последнего активно использовались курды и мухаджиры, которые были не прочь ограбить и отнять имущество, или получить якобы благословение от Аллаха.
Именно участие курдов в Геноциде и утвердило формат турко-курдских отношений. Распределение армянского имущества, передача части в центр, а части местным курдским племенам, сформировало формальные и неформальные связи между курдскими беками и турецким центром. На основании задаривания курдов разграбленным армянским наследием утвердились каналы доверия и зависимости.
Конечно, отношения с курдами не были гладкими. Турецкие антропологи считали их неполноценным народом, но в целом отношения были достаточно нейтральными. Однако, упрочение власти беков привело к определённым последствиям.
Обогащение беков увеличило их авторитарную власть в племенах. Они были крайне привязаны к центру и использовались для подавления турками сепаратистких стремлений курдов. Беки были проводниками турецкой власти.
Это привело к усилению антифеодальных настроений, в борьбе против единоличной и не всегда справедливой власти глав племён. Отсюда началось появление коммунистических движений и формирование РПК. Власть беков стала лишаться легитимности. Тут цепочка связей порвалась, и курды тут же стали враждебным элементом. РПК объявили армянским проектом, а курдов начали обзывать "горными турками", пытаясь лишить идентичности.
Тогда курдов постигает судьба армян. Их обвиняют в заговорах, считают инородным и вредным элементом. Те, кто были одними из проводников геноцидальной политики турков, теперь сами страдают от своих же плодов. Теперь им приходится на себе испытывать тот факт, что ничего, совершённого в прошлом, не уходит в небытие, и когда-нибудь придётся ощутить результаты совершённых поступков. Как оказалось, политика Турции не щадит никого.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
Однако, так было далеко не всегда. В своё время Геноцид армян стал одним из элементов турко-курдского сотрудничества. И во многом определил отношения между двумя группами на последующий век и поныне.
Курды в Османской империи занимались кочевьем и часто использовались османами как дешёвая наёмная сила. Статус курдов усиливался их исламской верой - они были выше христианских народов. Курды занимались также грабежом местных христиан и уничтожением поселений. Система вполне это позволяла: ведь неверным был дан "аман" - прощение от Аллаха. За то, что им позволили жить, они лишились многих прав: носить оружие, ездить на лошади и многое другое. Как и грабёж вполне не наказывался.
Во время Геноцида армян, для уничтожения армянского народа, были мобилизованы муниципалитеты, жандармерия, администрация и местное население. Из последнего активно использовались курды и мухаджиры, которые были не прочь ограбить и отнять имущество, или получить якобы благословение от Аллаха.
Именно участие курдов в Геноциде и утвердило формат турко-курдских отношений. Распределение армянского имущества, передача части в центр, а части местным курдским племенам, сформировало формальные и неформальные связи между курдскими беками и турецким центром. На основании задаривания курдов разграбленным армянским наследием утвердились каналы доверия и зависимости.
Конечно, отношения с курдами не были гладкими. Турецкие антропологи считали их неполноценным народом, но в целом отношения были достаточно нейтральными. Однако, упрочение власти беков привело к определённым последствиям.
Обогащение беков увеличило их авторитарную власть в племенах. Они были крайне привязаны к центру и использовались для подавления турками сепаратистких стремлений курдов. Беки были проводниками турецкой власти.
Это привело к усилению антифеодальных настроений, в борьбе против единоличной и не всегда справедливой власти глав племён. Отсюда началось появление коммунистических движений и формирование РПК. Власть беков стала лишаться легитимности. Тут цепочка связей порвалась, и курды тут же стали враждебным элементом. РПК объявили армянским проектом, а курдов начали обзывать "горными турками", пытаясь лишить идентичности.
Тогда курдов постигает судьба армян. Их обвиняют в заговорах, считают инородным и вредным элементом. Те, кто были одними из проводников геноцидальной политики турков, теперь сами страдают от своих же плодов. Теперь им приходится на себе испытывать тот факт, что ничего, совершённого в прошлом, не уходит в небытие, и когда-нибудь придётся ощутить результаты совершённых поступков. Как оказалось, политика Турции не щадит никого.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор