Имя Хайка в Армении знает почти каждый. Это легендарный царь, прародитель всех армян, богатырь и просто искусный лучник. Однако в нём таятся детали, которые позволяют сказать, что Хайк- не просто эпический герой, а нечто большее.
Как передаёт Мовсес Хоренаци, Хайк, выйдя из Вавилона с 300 мужами, "с людом и скарбом"(по-армянски передаётся как "алх" (от хурритского "alhe"; возможна связь с семитским корнем(еврейское ahel- дом, арабское ahl'- люди), однако это спорно) в "землю Арарадскую". Своему старшему сыну, Кадмосу, он оставляет юг Армянского Нагорья (область Кадмухи), где строит "господское обиталище" (храм). Сам же отправляется в Тарон, где строит Хайкашен. Своим братьям, Хору и Манавазу, оставляет область у озера Ван, а сыну Араманяку- Араратскую долину.
Однако в процессе не всё оказалось так просто. Появился масштабный враг - ассирийский царь Бел. Хайк отказался от подчинения (несмотря на то, что Бел обещал "совместно править миром"). В итоге, ассирийское войско во главе с Белом идёт на Хайоц-дзор, у озера Ван. И там происходит Дюцазнамарт (битва титанов). Хайк, поднявшись на холм, натянул тетиву
лука "длиною с озеро", и выпустил трёхпёрую стрелу, пронзив Бела насквозь. Тот упал замертво, а войско его разбежалось. Земля и народ Хайка остались в безопасности, надолго. Весь народ его стал зваться "хай", а страна - Хайк/Хайастан, в честь него. Созвездие Орион у армян - "Хайкн", а также Марс назван его именем.
У Хайка, в контексте индоевропейской религии, есть параллель- индийский бог Рудра. Во время битвы с Праджапати (его созвездие - Орион), Рудра убил его, выпустив трёхперую стрелу. Люди же Рудры звались рудрами-марутами, в честь него самого. Параллель очевидна. Но нужно заметить, что лук у армян- сакральное оружие. Армяне искусно владели им, фраза "искусный лучник" в армянских рукописях с родне комплименту, эта фраза ставится первее других характеристик, как для Хайка, богатыря Сисака, первого царя Вагаршака, победителя Олимпийских Игр Вараздата и так далее. Да и саму Армению римляне изобразили как женскую статую с луком в руке.
Интересна и связь с хурритской культурой. В Аррапхе, хурритском городе-государстве, главу общину звали "ewri", а саму общину- "ewru".
Интересны параллели и с Библией. Хайк по сути как Ной. Только не три сына, а три родственника(два брата и сын) распространились по всей Армении(=всей земле в Библии). Хоренаци приводит свидетельство Олимпиодора, который иначе трактует библейский сюжет.
По его мнению, у Ксисутра(спасшийся от потопа в шумерской традиции) было три сына- Зруан, Титан и Иапетос. Что интересно, Зруан повторяет путь Хайка и также остаётся в Тароне. Хоренаци считает, что Зруан- это Сим. Зруан соответствует Зервану, олицетворению времени у зороастрийцев.
Важно заметить, что первую остановку народ Хайка совершил на юге нагорья. Именно здесь, по шумерской традиции, пристал ковчег Ксисутра к горе Низир(Нимуш). "Господское обиталище" можно сопоставить с жертвенником, который воскурил спасшийся от потопа.
Братья Хайка, Хор и Манаваз, могут быть эпонимами хурритов и урартов, которым достались территории, вполне соответствующие их прародине. В частности, южные пределы Вана. Араман-як же может быть эпонимом армян и ему досталась Араратская долина, основа армянского сознания. Хайк предстаёт в лице создателя "армянской Вселенной", основавшего её. Сам он отправился в Тарон, в священное место. Тарон можно объяснить через имя бога грозы Тару, который известен со времён хаттов. Также нельзя забывать название гавара, где он остановился- Харк. Слово Харк, скорее всего, от индоевропейского "perke", которым именуют богов грозы (Перкунас у балтов, Перун у славян, Парджанья у
индийцев). Это сакральное место. Хайк - это бог древних армян.
Этим он похож на шумерского бога Хайа(Энки). Хайа также ходил и благословлял все города Шумера. Но это другая история...
Артур Акопян
ИАПС АНТИТОПОР