Именно Веру, так как выбор ее и продиктовал в большей степени комплиментарность Армении в отношении Европы.
С древних времен Армения находилась попеременно под политическим влиянием то Византии, то Персии. Начиная с IV века, когда христианство стало государственной религией вначале Армении, а затем Византии, симпатии армян обратились на запад, к христианскому соседу.
Хорошо осознавая это, персидские цари время от времени предпринимали попытки уничтожения в Армении христианства и насильственного насаждения зороастризма. Некоторые нахарары, особенно владельцы пограничных с Персией южных областей, разделяли интересы персов. В Армении, как всегда происходит в таких случаях, образовалось два политических течения: византофильское и персофильское.
В 330-340 гг. персидский царь Шапух II устроил гонения на христиан. Согласно персидским и армянским источникам, в этот период погибли десятки тысяч мучеников. С целью уничтожения новой религии Армении Шапух II в 337 г. напал на страну. Различными посулами и увещеваниями он привлек к себе нахараров Бзнуни, Агдзни и других. Но армянские войска под предводительством спарапета Ваче Мамиконяна нанесли врагу сокрушительный удар.
На следующий год Шапух II. собрав еще большую армию, опять отправился в Армению. Навстречу ему вышло армянское войско. В тяжелом бою погиб спарапет Ваче Мамиконян: желая увековечить память павших "за Отчизну, за Церковь и за веру". Католикос Вртанес (329 - 341/2) утвердил день памяти мучеников Вачеянов (к слову сказать, моя фамилия к этому роду никак не относится, т.к. она взята моим дедом и это – отдельная история).
До конца IV века персидский двор неоднократно пытался огнем и мечом обратить Армению в зороастризм, но всегда доблестные спарапеты: Васак, Мушег и Манвел - отстаивали право своего народа на исповедание выбранной своим народом Веры.
В середине V века персидский двор опять предпринял попытку принудить Армению к вероотступничеству. на этот раз весьма решительную. В 448 г.
Иездигерд II (438 - 457) отправил в Армению послание с требованием принятия зороастризма. В 449 г. в Арташате был созван Национально-Церковный Собор для ответа на послание Йездигерда. Собор дал ответ, что в государственных вопросах армяне признают власть персидского царя( не худшего из восточных правителей своего времени, но , по утверждениям современников самого жестокого и воинственного), в вопросах же веры - только Бога: "В этих верованиях нас никто не может поколебать: ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь, ни вода и ни какие только есть жестокие пытки... Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети, лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с Которым нет способа порвать и прочь уйти, ни ныне, ни послe, ни вовек. ни во веки веков" (Егише II, 40-41) - этим Собор отверг предложение принятия зороастризма.
Наверное для полного понимания ситуации нужно добавить несколько штрихов к портрету Йездигерда. Армяне были не единственным народом, пострадавшим от воинственного шаха. Его царствование было отмечено цепью непрерывных военных конфликтов. Войну с Византией Йездигерд II начал буквально вскоре после своего вступления на престол. Действия Йездигерда против римлян и много лет спустя на Востоке помнили хорошо.
Егише писал про этого монарха в своей книге « Слово о войне армянской» :
«Ибо очень были ему милы вражда и кровопролитие, потому он и не находил в душе покоя: «На кого бы мне излить горечь яда?» или: «Куда бы мне разослать это множество стрел?» И от крайнего безрассудства, накинувшись, как разъяренный зверь, на Греческую страну (то есть Византию), разгромил все до города Мцбина (Нисибина) и многие области ромеев разорил набегами, а все церкви сжёг. Собрал много добычи и пленных и навел ужас на всё войско страны.»
Не стоит наверное забывать, что такое отношение отчасти возникло между персидскими Сасанидами (династия к которой принадлежал Йездигерд II) и армянскими правителями после того как Сасаниды свергли Арсакидов у себя на родине.
Но были и другие предпосылки: возможно, своей веронетерпимостью царь хотел:
добиться большего внутреннего единства своей державы;
ликвидировать возможную «пятую колонну» в случае войны с Римом, ведь христиане-армяне были для христиан-римлян потенциальными союзниками;
продвинуть официальную персидскую религию того времени (зороастризм), которую он считал единственно верной.
Когда армянские, грузинские и албанские князья отказались выполнять требования персов, в 450 году их пригласили в Ктесифон, где им под страхом смерти было предложено принять зороастризм. Князья для виду отступили от веры, чтобы иметь возможность возвратиться на родину и организовать восстание против персов. Армяне подняли восстание против дискриминации, которое возглавил Вардан Мамиконян, но многие погибли в Аварайрской битве в 451 году.
В Иберии войну против персов вел Вахтанг Горгасал, на помощь которому пришёл Ваан Мамиконян. На берегу реки Куры произошла кровопролитная битва, в которой грузино-армянские войска потерпели поражение, понеся большие потери. В бою пал один из руководителей восстания Саак Багратуни.
В течение года персы грабили и разрушали города и села Армении и Иберии. Повстанцы отвечали частыми внезапными нападениями. Персидские войска, неся большие потери, обессилели и ослабли. Кроме того, их армия потерпела тяжелое поражение и в Средней Азии.
В мае 451 г. произошла знаменитая Аварайрская битва. Против двухсоттысячной персидской армии выступили шестьдесят шесть тысяч армянских воинов, стариков, женщин, монахов, во главе со спарапетом Варданом Мамиконяном.
В этот год произошло и другое , знаковое для Армении событие – Халкидонский собор, который впоследствии западные христиане назвали Вселенским. Армянских представителей на Соборе не было так как все дороги перекрыли персы. Сирийцы, передавшие армянам постановления Собора неверно трактовали их перевод ( такие понятия как ипостась , природа, естество в отношении Христа и сейчас вызывают много неоднозначных оценок, переводить же их с одного языка на другой тогда было намного сложнее). В результате Армянская церковь не признала Собор и осталась один-на –один без поддержки запада в вопросах Веры на долгие годы
Аварайрская битва явилась первым во всемирной истории примером вооруженной самозащиты христианства, когда друг другу противостояли свет и тьма, жизнь и смерть, вера и отречение, когда еще раз утвердились евангельские слова: "Если пшеничное зерно, павши в землю, не умрет, то останется одно, а если умрет, то принесет много плода" (Ин. 12, 24).
Армяне шли на смерть с лозунгом: "Неосознанная смерть - это смерть, смерть осознаваемая - бессмертие". Современник происходящего летописец Егише писал, что в Аварайрской битве не было победителей и побежденных. Хотя армянские войска потерпели поражение и понесли огромные потери, по Аварайрская битва возвысила и воспламенила армянский дух настолько, что он стал способен жить вечно.
Спарапет Вардан Мамиконян, внук Католикоса Саhака Великого, своею кровью освятил армянскую землю и укрепил христианство в Армении. Армянская Церковь причислила Вардана и павших вместе с ним па Аварайрском поле 1036 воинов к лику святых.
В течение еще 30 лет армяне в борьбе с Персией отстаивали свое право исповедовать христианство, а в 484 году был подписан Нварсакский мирный договор между Арменией и Персией, в котором персы признали право армянского народа на свободу исповедания христианства.
Произошло это после гибели царя Персии Пероза в войне уже с гуннами, в 484 году к власти пришёл новый царь — Балаш, члены совета которого советовали ему урегулировать отношения с христианами армяне, грузины, албаны. Балаш послал одного из членов совета в Армению для переговоров с Вааном. Переговоры шли в деревне Нварсак. Ваан представил в письменной форме 3 условия соглашения.
«Одна из самых важных проблем — это то, что у нас есть наши родные и региональные правила. Отодвиньте камин с армянской земли. Позвольте христианам и священникам молиться в своих церквях. Вторая проблема — признавайте людей не силой власти, а силой правосудия. Извлекайте ценность из неоценимого, отличите благородное от неблагородного, любите мудрецов и возьмите советы, данные ими. И если Вы сделаете это, то Ваша власть станет намного гуманнее. Наше третье требование заключается в том, что мы желаем, чтоб Персидский царь видел все своими глазами, слушал своими ушами, говорил своим ртом, полагался на свой ум. Именно поэтому мы видим все его приказы и решения такими бесчувственными и беспочвенными. Это приведёт к беспорядкам в вашей стране, всё будет потерянно. Но когда царь будет стремиться увидеть своими глазами, услышать своими ушами, более честно говорить со своими гражданами, тогда граждане будут делать все возможное, чтобы построить свою страну. Ваше государство будет расти»
Согласно мирному договору Армения получила полунезависимый статус с полной религиозной свободой, также восстанавливались привилегии армянских нахараров. Нахарары признавали только власть шаха, без вмешательства должностных лиц. Военная и административная власть в стране оставалась за армянскими нахарарами, не должно было быть посягательств на официальную религию армян. В 485 году персидский шах был вынужден назначить Ваана Мамиконяна правителем страны.
И далее Армения почти на век после Нварсакского договора живёт мирной жизнью. Восстанавливаются разрушенные во время войны села и города; развиваются сельское хозяйство, ремесла и торговля; город Двин превращается в крупный экономический и культурный центр Армении.
Амаяк Вачеян - ИАПС Антитопор