Новый год ныне абсолютно точно ассоциируется с 1 января для всей западноевропейской цивилизации. 1 января отмечают как начало нового года и в Армении. Но всегда было так? Конечно же нет и Новый год прошёл долгую эволюцию до нынешних дней, чтобы ассоциироваться именно с этой датой.
У армян, как у одного из древнейших народов мира, есть две собственные даты начала нового временного цикла - 21 марта и 11 августа. На самом деле, обе даты по-разному определяют суть нового года. 21 марта является днём весеннего равноденствия и эта дата уходит корнями в глубокую архаику, когда новый год ассоциировался с началом рождения природы, когда весной всё начинает заново цвести. Новый год здесь привязан к природному циклу.
Приблизительно после христианизации Армении датой празднования нового года стало 11 августа(Навасард), связанный со сбором урожая и периодом созревания винограда. Дата имела и историческое значение: по преданию, в этот день прародитель армян Хайк сразил Бэла и был дан старт стране армянской. В древней Армении именно 11 августа созывался Ашхаражохов, всеобщее совещание, символ армянской государственности. 21 марта было природным, 11 августа - национальным новым годом.
В 1774 году католикос Симеон Ереванци постановил празднование нового года 1 января по новому церковному календарю. В отличие от Навасарда, новый праздник называли Таремут или Нор Тари. Была также введена традиция рождественской ёлки, которую в армянских условиях заменило абрикосовое дерево. Празднование было достаточно простым: к вечеру люди собирались, играли песни, плясали. Получали подарки, в основном сушёные фрукты или гату. Дети с корзинками ходили по домам, где хозяйки домов давали им сласти.
Первое широкое празднование Нового года армяне увидели в 1827 году, когда русские войска в Эривани под командованием генерала Красовского отмечали Святки. По городу звучали военные марши, играли квартеты, состоялся бал. Для армян подобного рода празднества были приятной новинкой, ибо до этого, находясь под гнётом персов, у армян не было возможности широко праздновать. В связи с этим, тысячи армян вместе с католикосом Нерсесом Аштаракеци присоединились к русскому крестному ходу. В реку Раздан погрузили священный крест, освятив её. Людям казалось это новым рождением, рождением в христианстве. После этого Новый год стал праздноваться у армян значительно шире.
Особых масштабов в XIX веке достигли празднества Нового года у армян Константинополя. Часто он праздновался вместе с греками из-за календарных совпадений. Уже к вечеру город загорался, как в дневное время: молодые ребята с фонарями, барабанами и шарманками гуляли по улицам города. Бродячие музыканты ходили по домам и получали монетки. После них на празднество выходили портье, стражники и пожарники, также певшие песни и получавшие напитки, конфеты и, конечно же, чаевые. В то время фейерверк к полночи заменял гул всех и вся: бились все барабаны, звучали все шарманки, кричали все звонкие голоса. Один чуткий наблюдатель празднества описывал, что такой шум и гам праздника можно сравнить только с жаркой ночью во время политических выборов.
В домах все собирались у огромного стола, маленькие свечки прикреплялись к тарелкам с едой. К полночи все кругом садились за столом, слово предоставлялось бабушке, которая благословляла всех. После этого, все члены семьи целовали руки бабушки, а потом дети целовали руки друг другу. А потом раздавались подарки: фрукты, конфеты, орехи.
Для бедных Армянская церковь предусмотрела возможность испытать счастье в праздник. В самой Армении двое старших от церкви ходили под домам зажиточных армян и получали от них разные подношения и подарки, которые они складывали в мешки. К сумеркам подношения аккуратно клали у дверей бедных семей. У каждого была возможность хоть немного, но отпраздновать Новый год. Наверное, таким и должен быть этот праздник, как бы он не менялся по традициям со временем.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор