Каких только фантазий бы не было у Эрдогана о будущем Турции, одно точно известно: речь далёко не о Европе и демократии. Вспоминая с гордостью времена султана Абдул-Гамида II, осуществившего "зулум"(массовые резни армян) 1894-1896 гг., Эрдоган объективно стремится к подражанию, а то и воспроизводству Османской империи.
Османская империя сама по себе большая территориальная претензия по отношению к странам Ближнего Востока. А ещё и заявка на религиозное господство в исламском мире. И тут пути исламского мира расходятся, причём не в стандартном противостоянии суннитов и шиитов. Арабам на родине ислама мало доставляет удовольствия вспоминать времена османского господства, когда к титулу турецких султанов прибавился титул халифа, то есть наместника Аллаха на земле. Титула, традиционно связанного с преемниками Мухаммеда.
Времена прошли, но неприятное послевкусие осталось, к тому же учитывая, как часто в современное время Турция вспоминает времена "османской мощи" и владычества. А ещё и штампует десятки сериалов на эту тему, которые не просто так вещаются во многих частях мира. "Мягкой силой" турки уже овладели.
При этом, Эрдоган открыто говорит об исламской солидарности и строительстве некоего единого исламского мира. Часто эта идея используется в информационной войне с архи-врагом Турции - армянами.
Исламом в своё время турки прикрывали убийства армянского народа, пытаясь вывести конфликт в поле религии. По этой причине, некоторые авторы считают Геноцид армян первым джихадом современности, но нужно понимать, что религия здесь выступала как ширма для легитимации массовых резней. Сам конфликт турко-азербайджанцами, как по теме Геноцида, так и по теме Арцаха, часто представляется в разрезе религиозной борьбы.
Таким образом, Турция с Азербайджаном пыталась привлечь на свои стороны исламские страны, натравив их на армян. Сюжет провалился, но попытки продолжаются.
Так вот, на днях произошёл ещё один удар по "солидарности". Всем известно, что турки активно впрягаются не только в исламских собратьев, но и в тюркских. Уйгуров в Китае, пытавшихся бороться за независимость, турки исправно снабжали вооружением, дабы реализовать другую свою идею о "Великом Туране". Китай об этом хорошо знал и, судя по словам первого посла России в Армении Ступишина, хорошо понимал последствия победы азербайджанцев в Карабахе. Потому Китай и так пристально следит за Арменией.
Ближе к делу, Китай не особо стал церемониться с Туркестанами на своей территории. Уйгуров отправили в лагеря, где проводят с ними перевоспитание и жёсткую обработку. Всякого рода тюркская и исламская символика запрещена. В мире уже осудили действия Китая, назвав их бесчеловечными. Турция пустила не меньшие слёзы, призвала к солидарности тюркский и исламский мир. Но пришла ли эта исламская солидарность?
Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бин Салман, посетив Китай, сделал после визита заявление. От него ожидали защиты и осуждений. Но на деле принц признал политику Китая, заявив, что Китай имеет право бороться с терроризмом на своей территории. Кроме нежелания портить отношений с Китаем, кому ещё было послано данное сообщение? Ведь принц, к тому же, признал, что уйгуры были отправлены в лагеря справедливо, за экстремизм? Ответ очевиден.
И Турция, и Саудовская Аравия традиционно считались странами-защитниками исламских интересов. Но тут произошла размолвка, с явным намёком одной из сторон. Сможет ли Эрдоган доминировать в таком положении в исламском миром? Ведь всего лишь несколько лет назад он заявил, что Армения представляет угрозу для 2 млрд мусульман. Объединятся ли исламские страны против этой "угрозы", да и вообще по любому поводу с турками?
Самим бы туркам уже определиться с выбором своего пути. А то нынешняя идея Турции является кашей из султанско-младотурко-кемалистских фантазий. И османской мощи, и туранских просторов, и турецкой идентичности, одновременно. Эти вещи, конечно, сочетаемы, но чтобы их сочетать, придётся переругаться с половиной мира. Турки, видимо, в этом проблемы не видят.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор