Принятие Арменией христианства в 301 году способствовало дальнейшей консолидации и формированию армянской нации. Именно в периоде IV-V вв. этот процесс пришёл в завершение.
Начало этому было дано Арташесом I, ввёдшим единое право и единый государственный диалект армянского языка. Церковь же по сути продолжила данный процесс.
Единая вера предполагает существование одной системы отношений между Богом и нацией, не связанной с поклонением какому-то отдельному божеству, в зависимости от региона.
Кроме того, армянская религия уже подверглась парфянскому влиянию и имена богов были деармянизированы. Это, в свою очередь, использовал Иран для ассимиляции армянского населения.
Отвержение Халкидонского собора сделало церковь национальной, как и отсюда богословие и правовую школу. Христианская концепция влилась в армянские идеи. Представление о мировом цикле стало идеей о Голгофе и Воскресении. Умереть за Армению стало смертью за Христа и наоборот.
Далее была создана единая письменная система. За этим последовало армяно-персидское противостояние, в котором национальный и религиозный фактор слился в целое. Аварайр с V века остаётся символом борьбы за армянскую идентичность.
Это и является причиной отсутствия антиклерикального движения.
Окончательно нациообразующий фактор церкви был смещён в 1991 году политической элитой. Иронично, что первый президент Армении, Левон Тер-Петросян, судя по фамилии был сам из священнического рода.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор