Халкидонские споры
Гарик Маркарян, спецкор ИАПС Антитопор
Исторически сложилось так, что Армянская церковь, находясь в теснейших культурно-политических связях с Византийской церковью, не стала частью православного (''в современном понимании этого слова в русскоязычной среде'') мира, а осталась верной учению апостолов и считается одной из Древневосточных церквей. Что послужило причиной выработки Армянской апостольской церковью (Далее ААЦ – ''Прим. автора'') своего особого вероучения и отказа признать Халкидонский и последующие Вселенские соборы?
Ответ на этот вопрос кроется за более чем полуторатысячной историей, но найти его при желании не так сложно. Еще в 387 г. н.э. Византии и Персии все-таки удалось разделить Великую Армению, тем самым прежде единое и сильное государство перестало существовать как таковое. Однако армянскому народу удалось сохранить свое церковное единство, что, впрочем, скоро тоже попытались разрушить. После упразднения династии армянских Аршакидов в 428 году, персидский двор активно принялся принуждать армян к вероотступничеству. Видя в христианстве угрозу к постоянному тяготению армян к Византии, персидский царь Йездигерд II издает указ, по которому велит население Армении обратиться в маздеизм и вводит жестокие наказания для тех, кто откажется повиноваться царскому указу.
Католикос ААЦ св. Овсеп I собирает в Арташате Национально-церковный Собор и дает Йездигерду следующий ответ: «В политических вопросах мы подчиняемся тебе — царю персидскому, а в религиозных вопросах — Богу нашему, Иисусу Христу. Итак, стихиям природы не будем служить, солнцу и луне, ветру и огню не будем поклоняться... Мы верим, что христианство есть единственная и истинная религия. И от этой веры никто и ничто не может нас отлучить — ни ангелы и ни люди, ни меч и ни огонь. Ибо не с человеком у нас обет веры, чтобы, как дети лгать тебе, а нерасторжимо с Богом, с которым нет способа порвать, и прочь уйти, ни ныне, ни после, ни вовек, ни во веки веков». Этот ответ являет собой отказ принятия веры персов. Однако это не останавливает царя Персии и тот решает навязать армянам свою веру, что становиться причиной широких антиперсидских восстаний и приводит в итоге к Аварайрской битве (о которой подробно мы говорили ранее).
Что же творилось в это время в Византии? Церковнослужители там были заняты христологическими спорами. На Эфесском Соборе 431 года было осуждено несторианство –учение, в основе которого лежит следующий принцип - полная симметрия богочеловека в Иисусе Христе. То есть, в Христе воплощены две ипостаси (сущности - ''Прим. Автора'') и две природы – человеческая и божественная, но в то же время есть одна воля - богочеловеческая. ААЦ наряду с другими Церквями тоже осудила данное учение, однако вскоре возникла и другая крайность несторианства - так называемая ересь Евтихия (Константинопольского архимандрита - Прим. Автора), монофизитство. Согласно этому учению в Христе была только одна природа- божественная, в которой человеческая растворилась без следа. Эта ересь, подталкиваемая еще и многочисленными политическими спорами, стала поводом созыва Халкидонского Собора, в котором ААЦ официально не была представлена. Здесь отметим, что и ААЦ не приняла учение Халкидонского Собора и всех последующих, в связи с чем неоднократно подвергалась со стороны принявших учение Халкидонского собора в «еретичестве».
Попробуем понять, почему же Армянская Церковь отказалась от принятия Халкидонского учения и от участия в последующих Вселенских Соборов. Здесь уместно привести пару цитат из Евангелия от Иоанна:- «Сия есть заповедь Моя, да любите друг друга, как Я возлюбил вас. Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (''Иоанн 15:12, 13''). «Любовь познали мы в том, что Он положил за нас душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьев. А кто имеет достаток в мире, но, видя брата своего в нужде, затворяет от него сердце свое, — как пребывает в том любовь Божия? Дети мои! Станем любить не словом или языком, но делом и истиною» (''Иоанн 3:16-18''). Могут ли спорить о природе и сущности Христа, те его последователи, которые делом отвергают простые христианские истины? Нет. На наш скромный взгляд это невозможно. Так же невозможно, как и принятие Армянской Церковью Халкидонского учения. Ибо в то время, когда блаженные мужи спорили об истинном учении, целый народ, оставленный своими «братьями во Христе» вынужден был вести войны за свое существование, за сохранение своей христианской идентичности. Та легкость, с которой Маркиан (император Византии с 450 по 457 гг. – ''Прим. Автора''), отказал своим единоверцам в борьбе против общего врага - Персии, показала, что христианского благочестия в тот момент в Византии было мало. Покинутая всеми, оставшаяся после Аварайрской битвы без католикоса и епископов (бывших изгнанными или заточенными – Прим. Автора) Армянская Церковь не могла и при желании участвовать в Соборе. И лишь при относительном спокойствии, нашедшем на Армению в конце 5 в. н.э., Церковь могла вернуться к решениям Халкидонского и прочих соборов и постановлений.
В начале 6 века н.э. под предводительством католикоса Бабкена I был созван Двинский Собор, в котором кроме ААЦ участвовали представители Грузинской и Албанской Церквей. Собор осудил, как несторианство, так и монофизитство, в чем ошибочно многие до сих пор обвиняют армян. Учение Эфесского собора 431 года было объявлено исповедальным . Таким образом учение Армянской Церкви, наряду с другими Древневосточными церквями, составляет миафизитство- христологическая доктрина, согласно которой Иисус Христос признается и истинным человеком и истинным Богом, причем эти две природы находятся в нерасторжимом единстве и с сохранением своих свойств.
В заключении скажем, что Армянская Церковь и впоследствии не признала Халкидонский Собор вселенским, она осталась непреклонной в своем решении и сохранила ультраконсервативные взгляды. К наиболее явным причинам, способствовавшим церковный раскол Армении, мы относим следующие :
- Разделенная между Византийской Империей и Персией, Армения вынуждена была искать способы сохранения национальной идентичности, одним из таких способов и стала выработка своего особого вероучения.
- Аварайрская битва, в которой жители Армении, покинутой христианскими странами, доказали свое право являться христианским народом, в очередной раз показала, что учение Христа и Отцов Церкви во многих случаях уступает место политическим распрям
- Армянские богословы, не участвовавшие в Халкидонском Соборе, видели в решениях Собора попытку покровительства и возрождения несторианства.
ААЦ, придерживающаяся миафизитской доктрины, не могла принять учение IV Вселенского Собора, провозгласившего диофизитство.
Материал подготовлен коммандой АНТИТОПОР (ИАПС)
www.antitopor.com