Иногда религиозный конфликт перерастает в политический не на уровне разных идеологий и представлений о Боге, а на почве внутрицерковных богословских споров. В этом плане разницы между иноверцами и представителями собственной веры нет, ибо последние также рьяно могут отстаивать свой "вариант" религии.
Византия рассматривала особое положение Армянской церкви не просто как богословский раскол, но как политическое действие. В этом плане лояльность Армении определяется её приверженности греческому православию. Поэтому в самые сложные периоды нашествия арабов и тюрков Византия оказала минимум помощи Армении, как стране "иной веры". Доходило до того, что отдельными философами того времени армяне сближались чуть ли не с иудеями, нежели с христианами.
Эта традиция перетекла по наследству и в русскую среду. Причём популярным аспектом данной анти-армянской пропаганды является любовь к всякого рода вымышленным легендам и преданиям. Как например, предание о том, как русский священник армян Новгорода опровергал и их веру монофизитскую. Мол, армяне ему доказывали, что Христос - только Бог, а русский священник разгромил их старания, доказав, что он Богочеловек. Одно но: армяне никогда не были монофизитами и такого разговора не могло состояться априори.
Составлялись даже целые сборники этих легенд, которые потом переводились на славянские языки. Например, "Греческие сказки об армянской вере, перешедшие в нашу русскую письменость" архимандрита Левонда. Истории там потрясающие.
Например, рассказывалось, как армяне, после того как их вновь отлучили на неком соборе, попросили признания у некого Халепа. Тот обещал признать их, если те примут ислам. Под угрозой смерти, армяне согласились. Якобы после этого по армянским традициям армяне стали приносить жертвы внутри церкви, священников после смерти стали обрезать и хоронить в сидячей позе. Самое отвратительное, что там написано, так это то, что если умирает жена мирянина, то её нельзя хоронить, пока её муж не вступит с ней в любовную связь.
Есть там ещё одна история о том, почему у армян есть Передовой Пост. Мы знаем, что так Григор Лусаворич наказал Тиридата III за все его согрешения и призвал дополнительно поститься за убийство монахинь и за прочие согрешения. Но у православных фанатиков нашлась своя трактовка.
На греческий "Арачавор" передаётся как "Арцибурис". Но в этой легенде всё было перевёрнуто. У армян был некий учитель Арци, у которого была собака Урци. У Арци была привычка вешать свои проповеди на шею этой собаки, которая шла впереди него на пути к его ученикам. В один день, собаку поймали волки и съели. В ужасе, Арци обязал армян ежегодно оплакивать смерь своего пса постом. Так и появился "Арцибурис".
Это ещё не все, ибо историй и сказок об армянах там немало, например, о том, как армяне избрали женщину католикосом, но не буду дальше писать, ибо история вдвойне отвратительнее написанных выше. Этого и так достаточно, чтобы понять, насколько была сильна анти-пропаганда в среде греческого православия против армян и Армянской Церкви. В те времена, опровергнуть эти истории было практически невозможно, хотя бредовость их чуется с первых строк. Сейчас чувствуется, а тогда это могли принять за чистую монету.
Этот сюжет прекрасно объясняет, почему Армянская церковь национализировалась. Не только потому что христианство выступало гарантом сохранения армянской нации, но и ввиду агрессивного окружения не только в лице других религий, но и своих же. И это окружение старалось подорвать не только религию, но и вместе с ней и фундамент армянской нации. Иногда говорят, что это не хорошо, что, мол, христианство является религией вселенской и не должны церкви сливаться с национальной идентичностью, как у армян. Вот только почему-то про вселенский характер христианства нотации армянам читают. А может стоить и на других христиан обратить внимание?
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор