Сипан- стратовулкан, находящийся недалеко от озера Ван и являющийся одним из самых крупных вулканов Армянского нагорья. Когда-то одна из самых сакральных гор Армении, а ныне- просто гора Сюпхан для обычного туриста, захотевшего посетить Турцию.
Название горы напрямую связано с её священной ролью. Исходит оно из древнеармянского слова "спанд", то есть "жертва, жертвоприношение". Индоевропейцам хорошо известен этот корень: "сипант" на хеттском- "возлияние богам", "спондео" на латинском- "дать обет", "спондеион" на греческом- "чаша для возлияний".
Также "спанд"- название одного из растений, которое на латинском называют "гармалой". Его цветок имел опьяняющее воздействие, из него можно было готовить вино. В Иране такое растение называется "эспанд" и использовалось для изгнания злых духов. По сути, речь о цветке, используемом в ритуальных целях.
Как отметил Ачарян, "спанд" делит общий корень с авестийским "спента"(святой) и славянским "свети". Всё это указывает на привязку слова с понятием сакральности и святости.
Отсюда и имя бога Спандарамета, который сочетал как функции божества ада, так и функции бога плодородия. Стоит добавить, что русские называют гармалу "могильником". В итоге такова общая картина: "жертва, святость, преисподняя, плодородие"- всё, что объединяет перед собой корень "спанд".
Сипан действительно сочетает в себе эти черты. Легенды рассказывали, что на горе очень часто овцы рожают двух ягнят. Одна из местных жительниц и вовсе родила за раз 7 детей, а Эвлия Челеби сохранил упоминание другой легенды, по которой в окрестностях этой горы некая женщина родила сразу 40 детей- 20 мальчиков и 20 девочек. Здесь же некоторые предания искали Ноев Ковчег.
Не менее уникален здесь тот факт, что ковчег сам по себе ассоциируется с хранилищем и ларцом, в то время как на латинском языке "сипиндос"- "мучной или хлебной ларь", опять выводя нас на общий корень.
А ещё по легендам под горой находится потайной ход. По найденной Срвандзтянцом в Манцикерте легенде, на горе была когда-то крепость армянского царя. В ней есть потайная дверь, которую может посещать только некий местный курд и весь его род. Сам курд говорил, что под Сипаном находится целый город с большими арками и строениями, с дворцами, рынками и площадями, с амбарами, полными сухарей. И через весь город течёт широкая река. В то же время, город абсолютно пуст, в нём дует сильный ветер и мало света. Армянский вариант легенды о затерянном городе.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор