Фригийский колпак и Армения
Символ Французской революции, символ свободы, изображённый на американских монетах. Отмеченный на гербах ряда стран. Но колпак не зря назван фригийским и его происхождение связано в том числе и с Арменией.
Колпак из шерсти или войлока со свисающей верхней частью был ассоциирован с фригийцами, как их основной головной убор. Однако фригийцы культурно были ближе анатолийским народам, нежели фракийцам, так как в значительной степени восприняли местную культуру. Архитектура, религия и одежда в том числе были местного происхождения.
Вспомним, как Геродот писал о схожести армянской и фригийский одежды. Аналогично и с колпаком: его носили ряд правителей династии Ервандуни. В скульптурах Армения отображалась с этой же шапочкой, как и скульптура Тиридата I. Известна и маленькая статуэтка армянина, где он одет в эту же шапку.
Само происхождение колпака является анатолийским или индоиранским. Аналогичные головные уборы были у скифов и иранцев. Аналогичный убор носили представители Ахеменидов и вообще персы. Схожий убор встречается у ингушей, хотя это лишь гипотеза, что башлык создан на основе этого колпака, но это, в любом случае, одна региональная зона.
В искусстве колпак также ассоциировался с Востоком. В нём изображались герои Троянской войны на стороне Трои, то есть анатолийцы. Колпак надевали на волхвов, пришедших увидеть рождение Христа и так далее.
Но в большинстве убор связан с индоиранским богом Митрой и его культом. Митраизм был достаточно популярен в Армении. Фактически, Митраизм распространился в Риме через XV легион "Апполинариус", который до этого размещался в Армении и, видимо, оттуда римские легионеры подверглись влиянию течения.
Митра в Армении назывался "Михр" и был связан с Солнцем, которое армяне почитали. Митра, по преданию, родился из камня. Также и Михр связан с дверью, высеченной из камня - "Мхери дур". Однако эта дверь изначально была связана с Халди в урартский период, с верховным божеством из Мусасира, индоиранского города.
Таким образом, культ Митры имеет и местные корни и связь с индоарийскими верованиями. И он носит этот колпак, который, судя по всему, также местного происхождения. Сам культ Митры имел некоторую связь с образом Христа(покровитель бедных, исцелитель и т. д.), что иногда и считают причиной раннего принятия армянами христианства.
Отсюда мы понимаем, что колпак имеет местное восточное происхождение и также связан с Арменией. В Риме колпак ждала другая история. Там он назывался "пилей" и его носили вольноотпущенные рабы, то есть свободные, откуда и зародилась связь колпака со свободой. Собственно, культ Митры распространился как раз в среде свободных рабов, как и просто рабов и солдат.
Само одевание красной фригийский шапки и означало процесс обретения свободы и признания гражданства. Далее шапка стала полноценным символом. После убийства Юлия Цезаря Брут отчеканил монеты с этим колпаком, как символ освобождения от диктаторства.
Также и после смерти Нерона, по словам Светония, рабы бегали в колпаках, радуясь гибели тирана. И далее, и далее: колпак использовали как символ борьбы американцев против англичан, а в 1790 году, в Французскую революцию, колпак окончательно закрепил свой статус образа свободы. И стал употребляться в символиках ряда стран.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор