В Азербайджане что ни день, то научное достижение. Тут прямо на днях появилась новая теория о происхождении армян. Ведь согласитесь, как просто придумывать историю, когда тебе этого не воспрещают. Если вы помнили, что мы, хаи, пришли в XIX веке при помощи России на земли азербайджанцев, то разочарую вас. Оказывается, мы пришли сами, так ещё и в XV веке.
Доктор исторических наук Гасым Гаджиев является автором новой версии происхождения. Ну видимо не хватало источников или новые методы анализа, сами понимаете. То-то азербайджанцы разрывались и захлёбывались, доказывая, что мы только в XIX веке пришли на их земли и нас до этого вообще не было. И вот сам Гаджиев опроверг их бред. Другим бредом, правда.
Естественно, Гаджиев начал с базиса теоретической науки о том, что армяне и хаи - суть не разные вещи. Это аксиома азербайджанской науки, как непересекаемость двух параллельных прямых. Вот только опять хаи пришли из Балкан. А где же Индия? Ну когда наконец азербайджанцы проведут анализ этногенеза хаев?
Дальше интересней. Как вы видите, в XV веке армянские священники пришли в регион с целью создать государство. Сделали они это, ну неудивительно, арендовав албанский монастырь Учмуаззин("три азана") у правителя Кара-Коюнлу Джаханшаха. У меня несколько вопросов. Во-первых, если албанский, то почему название тюркское? Язык у албанцев был лезгинской группы. Во-вторых, почему "Учмуаззин", а не "Учкилисе", как азербайджанцы раньше свистели? Тут тоже новая версия родилась?
Да и вообще, какой смысл названия "три азана"? Нигде в архитектуре Эчмиадзина нет ни намёка на мечеть, даже если бы злые хаи снесли минареты, то вся остальная конструкция не соответствует ничему исламскому(потому что он раньше ислама на три века), азербайджанцы Эчмиадзин хоть раз видели? Доктор не говорит, что хаи что-то сносили, они просто арендовали. А если это не мечеть(ну логично, монастырь то албанцев-христиан, у которых хаи и другие храмы украли), то причём тут азан, призыв к исламской молитве?
Далее, в 1441 году армяне перенесли своё католикосство(именно так у Гаджиева, католикосат придумали хаи, видимо) из Сиса в Киликии в Учмуаззин. Так как хаи оказались в Киликии, если они изначально пришли на Южный Кавказ? Как бы Киликия - это Тавр. То есть хаи родом из Киликии?
Я уж молчу про эту фразу: "хаи, сейчас называемые армянами, древней родиной которых были Балканы, пришли в Среднюю Азию с Балкан во времена до нашей эры". Я так и не понял, причём тут Средняя Азия, кто откуда пришёл. Видимо, азербайджанская наука даётся далеко не всем. Азербайджанцы часть своей реальной истории на армян перекинули?
В 1441 году действительно армяне перенесли католикосат в Эчмиадзин. Вот только обратно. После падения Армянского царства в 1045 году католикосат перешёл в Киликийское царство из Эчмиадзина. В 1375 году Киликия пала и армяне стремились вернуть обратно католикосат в Эчмиадзин, чего смогли добиться только при Кара-Коюнлу.
Джаханшах стремился договориться с армянским духовенством, потому и дал согласие на возвращение католикосата. Это звучит в сотни раз разумнее, чем история об аренде, что звучит как откровенный бред. Кто бы позволил существовать религиозной общине самостоятельно и избирать себе католикоса, ещё и присваивать монастырь и заселяться? Я не понял, Кара-Коюнлу - дырявое недо-образование тогда? Тем более, на каких основаниях армяне арендовали монастырь, да и кто бы позволил арендовать другой общине своё святое место? Куда делись албано-азербайджанцы, просто так отдали?
Особенно понравилась мне эта опечатка - "был заключен Туркменчайский договор в 1928 году". Прям показывает качество копирайта. Ну а дальше, опять армянам дали Иреван, тоже в аренду, судя по всему. У азербайджанцев что не история, то аренда. Может быть, армяне вам заплатят и Арцах в аренду у вас возьмут? Вы, судя по всему, либо слишком щедры, либо политические импотенты, раз свои земли в аренду сдаёте.
В конце великий историк коснулся термина "Арцах". Мол, это от тюркского слова "Арсак", в честь саков. Не спрашивайте, как иранские саки стали тюрками, это отдельная история о том, как азербайджанцы присваивают себе иранские племена. Важно то, что раньше они говорили, мол, что это урартское слово. Теперь уже нет. Хотя с Иреваном тоже самое было. То его Реван-гулу хан основал, то это древний тюркский город Эрбиуни.
Арцах действительно упоминается в урартских клинописях как Уртех. Урарту, правда, к азербайджанцам отношения не имеет. Слово "Арцах" абсолютно местное. Окончание "-ах" - местное(Касах, Шатах, Кемах). Корень "арц" - индоевропейский, означает "белый, серебро". Есть немало таких топонимов - Арцак, Арацани(Арцания), Арцке, Арцашку. Никаких "сак" там нет. Да и вообще, что тогда означает "ар"? В общем, как обычно анализ азербайджанского бреда показывает полное отсутствие целостной научной картины у наших соседей.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор