Это слова знаменитого Дживана Гаспаряна, самого виртуозного на данный момент исполнителя на дудуке. И действительно, тот самый тембр, передаваемый этим древнейшим музыкальным инструментом, может охватить любую аудиторию по всему миру.
Есть два инструмента в мире, которые могут точно и тонко пройтись по человеческой душе, дойти до самих глубоких оснований и оставить в человеке самые разные чувства, но по большей части трогательные и тоскливые. Это скрипка и дудук. Причём судьба обоих такая же печальная: скрипка появилась после Тридцатилетней войны, войны, которая уничтожила немалую часть Европы и чуть ли не привела к обезлюдиванию Чехии. В городах бродили волки, а всё было развалено и уничтожено. И на этом фоне и появилась скрипка.
Про дудук много говорить не стоит. Дудук называют "душой армянина", в нём раскрывается та тяжёлая историческая судьба армян находиться по центру торговых путей, походов, миграций. Этот сюжет Армянское нагорье знает ещё со времён неолита. И, естественно, местные народы, ставшие позже единым армянским народом, выражали свою судьбу через музыку. Так и зародился тысячелетия назад прототип дудука.
В современное время интерес к древнему инструменту возрос. Во многом благодаря Дживану Гаспаряну. Голливуд использовал дудук 24 раза и далеко не в картинах на армянскую тематику. Ажиотаж начался после фильма "Последнее искушение Христа" Мартина Скорсезе. Голливуд вовремя уловил, что экзотический для западного слушателя звук дудука не только само по себе новаторство. Сам фильм стал дополненным, дудук порождал реальное чувство божественного провидения, тонкости человеческой души, сцена с Христом преобразилась. После этого дудук стал частым инструментом в Голливуде. Его также зовут и в Россию, где он участвовал в написании музыки к некоторым российским фильмам.
Отсюда и зародился жанр "world beat" - смесь западного стиля с этнической музыкой. Использовать дудук стали и при воспроизведении древней музыки: египетские, вавилонские мотивы оказались прекрасно сочетаемыми с "армянским голосом".
Сам Дживан не раз рассказывал эпизоды, связанные с дудуком. Например, когда по желанию Ханса Циммера Дживан Гаспарян стал исполнять музыку для "Гладиатора". Это была импровизация и на неё собралась вся студия. Неожиданно одна из девушек в студии прослезилась. Выяснилось, что хоть она и американка, но её бабушка была армянкой. И музыка дудука её пронзила до слёз, хотя она и призналась, что не знает армянского. За этот фильм Дживан Гаспарян получил "Золотой глобус" как за лучшую музыку к фильму в 2001 году.
Был и печальный инцидент. Как-то давно выступая во Фресно, к Дживану Гаспаряну подошёл один 80-летний старик и попросил повторить некую старинную армянскую мелодию. Дживан начал играть эту мелодию и старику нравилось. Он был умиротворён, закрыл в успокоении глаза...И скончался. Выяснилось, что вся его семья была убита во время Геноцида. И эта мелодия была слишком тяжела для него. Его жена хотела лезть с кулаками на Дживана, на что не менее старый Уильям Сароян, присутствоваший на том вечере, сказал: "Мэм, вы не правы. Это прекрасная смерть. Лично я хотел бы вот так умереть - под звуки дудука. Это ведь была не игра, а Молитва!".
Американские прожжённые газетчики тут же ухватили эту историю в оборот. В газетах Дживану приписали прозвище - "Дудукист-убийца". Единственный музыкальный инструмент, который смог убить.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор