У второго по величине города нынешней Армении имелось немало попыток объяснить происхождение названия, вплоть даже до якобы тюркского происхождения.
Как уже известно, в самой ранней форме город упоминается как Кумайри и одной и первых теорий была связь данного названия с киммерийцами. Они могли основать здесь поселение, откуда и пошло "кум-айр"- "киммерийский муж". Но стоит отметить, что киммерийцы упоминались куда чаще, как "гимирайа", поэтому логичнее было бы видеть уже в поздней форме "Гюмри" связь с этим этносом.
В тоже время, есть иная версия, привязывающая название к местной почве. Корень "кум/ком", как выясняется, не редок для исторической Армении. Например, древний город возле гор Кордука ещё в хурритский период назывался Кумена. Также известно название одного из раннеармянских царств- Коммагена. Ну и собственно название древнего города Кемах, или "Ани на Евфрате".
Стоит отметить, что этот корень встречается в поселениях сакрального значения. Например, Куммаха(как упоминался Кемах хеттами) была центром местного божества грозы. В армянский период этот город станет местом царской усыпальницы Аршакуни.
Что касается Коммагены, то она также в хеттский период была местом большого поклонения грозовому богу Тешубу и его жене Хебат. Важно отметить, что именно здесь находится знаменитая гробница Антиоха I на горе Немрут, царя Коммагены. Это великолепное архитектурное произведение имеет лишь небольшие аналоги в других частях Армении, ныне не сохранившиеся, но по своему масштабу превосходит в разы их всех.
Кумена находилась также в поле всевластного бога Тешуба. Большинство правителей этой территории в хурритский период носили его имя- Лиги-Тешуб, Серпи-Тешуб, Кали-Тешуб и т.д.
Очевидно, что выбор так называемых "сакральных центров" проводился не случайно. Связь Тешуба и корня "кум" тут прослеживается.
Единственным объяснением подобной связи становится имя бога хеттов и хурритов- Кумарби, который был отцом того самого Тешуба.
Тут картина встаёт на свои места. Чтобы не значило имя "Кумарби", но имело оно очевидно сакральный смысл и привязывалось к местам особого почитания бога, в данном случае- его сына Тешуба, так как культ бога грозы занимал руководящее положение среди местного населения.
Этот корень закрепился в названии Кумана, Кемах, Коммагена и скорее всего Кумайри, будущий Гюмри, не был обойдён стороной и был в какой-то период священным местом.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор