По армянскому календарю ныне наступает 4512-й год, хотя естественно он праздновался не 1 января, а 11 августа. По китайскому же календарю ныне 4715. А по еврейскому и вовсе наступает 5779 год. Почему же эти календари старше армянского?
Потому что на самом деле мы говорим о разных способах отсчёта. Армянский календарь отсчитывает не от основания мира, а от прихода первопредка Хайка в "землю Арарадскую" и основания Армении. Еврейский же календарь отсчитывает от так называемой "иудейской эры", начавшейся в 4 тыс. до н.э. Это куда раньше "еврейского Хайка"- Авраама, который жил, судя по всему к XIX вв. до н.э. по некоторым исследованиям библейской хронологии.
Китайский календарь куда ближе к армянскому по смыслу, но тот, который считает от Чжуань-Сюя- мифического первопредка. Тот правил с 2514 г. до н.э., чуть старше Хайка. По нему ныне 4532 г.
Надо отметить также, что 2492 г. как дату пришествия Хайка начали выводить ещё в XIX веке, опираясь на солнечный календарь. Но хоть Хайк и был потомком библейских патриархов по Хоренаци, но в чисто армянской мифологии он есть сам по себе. Приход Хайка является по сути сотворением мира, узко отражённом в сотворении Армении, как и в китайском случае, где под приходом Чжуань-Сюя разумеется не только появления Китая, но и всего мира. Более ранняя китайская династия Ся не в счёт- по ряду исследований она была придумана искусственно, дабы оправдать правление Цинь, якобы переданное от могучих предков-полубогов.
В этом отношении история Хайка имеет все черты сотворения мира. Имя предка, ставшее названием страны и нации, сыновья, постепенно освоившие всю Армению, два брата- Хор и Манаваз, в честь которых были названы другие народы, жертвенник Кадмоса, воскуренный богам. Уберите Армению и замените миром и увидите схожую с библейским преданием конструкцию.
В то же время период 25 в. до н.э. отмечается появлением государства Арманум на политической карте. Поэтому вполне возможно, что легендарный календарь изначально имел абсолютно прагматический смысл, позже встроенный в миф об акте творения.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор