С древнейших времён в армянской литературе существует понятие "армянского мира", как отдельного определения. Пока что основы Ашхарацуйца Анании Ширакаци ещё плохо изучены, но есть предположение о том, что строение Великой Армении опиралось на гармоничные и сакральные понятия. Все 15 ашхаров не просто сочетались с каким-либо территориальным "кластером", но и к тому же были отдельными мирами, судя по названию. Даже перпендикулярное течение Аракса и Арацани с точки зрения идей географического детерминизма пытаются объяснить как разделительный барьер между Западной и Восточной Арменией.
Армянский мир - это фундаментальное понятие, которые включает в себя всю армянскую родину и её быт. Этот мир существует за счёт нематериальных идей: алфавита Маштоца, обетов Мамиконяна, посланий Давид-бека и наконец наставлений самого Гарегина Нжде, который окончательно сформулировал это понятие.
Армянский мир не может существовать без трёх главных понятий: Родины, Идеи и самого Рода.
Править и защищать Армянский мир обязан Арачнорд - могущественный вождь, обязанный сочетать духовную и светскую мощь в себе. Арачнорд вдохновляет армян на рождение войнов, готовых сражаться и умирать за свой дом. Перед ним и народом остаётся интеллигенция, которая защищает народ от неведения и ведёт его в дальнейшем в истории. При этом Нжде отрицает вождей международных, намекая на Гитлера и Сталина и т.д., которые оторваны от собственной нации в угоду имперским идеям. Всё это мысли, сформулированные Нжде и Асатряном и пока ещё не применённые к армянской действительности.
Самого Нжде как-то упрекли за то, что тот весь армянский национализм свёл только к одной области- к Тарону. Но это не так. Тарон- это лишь яркий пример армянского сопротивления и это тот образ, к которому все армяне должны стремится. Здесь Нжде привёл в пример Сион у евреев, которым не ограничивается вся Земля Обетованная. Тут же Нжде прогнозировал победу сионистов, так как те действительно борются за память первопредка Авраама.
"Родина не предоставляется, как отцовское богатство. Ее нужно добыть каждому поколению и каждому человеку. Добыть познанием родины, ее почитанием, стремлением быть ее достойным. Можно жить на родине без духовной связи с ней. Можно юридически быть хозяином родины, но духовно — лишенным ее"- слова Гарегина Нжде. До тех пор, пока ценность огромной родины не оценена человеком, до тех пор он не может познать полный потенциал себя и своей родины. И это касается всех народов мира.
Надо понимать, что вся идеология Цегакрона писалась в крайне сложный для армянского народ период. Это была идеология, призванная защищать и спасти армянскую нацию от ассимиляции и уничтожения, поэтому кому не лень пытается найти в её жёстких тезисах следы нацизма, авторитаризма и прочего, хотя Гарегин Нжде был ярым противником всего этого. Но он был абсолютно прав, что утрачивая любовь и память к своей огромной родине, последняя постепенно обесценивается. И идея об огромной Армении у трёх морей больше начинает напоминать далёкое предание отцов и дедов, нежели священная обязанность и цель армянского народа. Исследователь Армен Айвазян отметил, что армянский народ не сможет полностью творить и созидать на маленьком клочке своей родины и либо будет вынужден расширить свои пределы, чтобы иметь возможность общаться напрямую со своими памятниками древности, либо ему придётся отказаться от общенациональной идеи.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор