В древние времена Армения обладала военным классом, обеспечивавшим её должное состояние, в том числе духовное.
Род Мамиконян был наследственным родом спарапетов- командующих армией по наследству. Если же спарапета не было, то есть наследник был слишком мал, то в таком случае при назначался зоравор, то есть командующий армией не по наследственной линией.
Мамиконянам принадлежит "Ухт"- собрание духовных и моральных правил для армянского война. Позже "Ухт" лёг в основу идей Айка Асатряна и Гарегина Нжде.
В них армянский воин обязывался защищать родину вне сословного деления, защищать честь царя. Если битва смертельная, то идти и умереть, но не жить пустой жизнью. "Лучше не видеть, как рушат церкви"- такие слова должны были быть на устах война.
Зинвор умирал не только за Армению, но и за Бога, отождествляя эти два священных понятия.
Армянская армия славилась профессионализмом и качеством боевой конницы. Армянская броня отливалась лучшими мастерами по металлу. Армянские лучники были важной поддержкой армии, особенно в гористых местностях. Луки оснащали особыми наконечниками или отравляли их.
Границы Армении защищали бдешхи- вторые после царя в административном, и вторые после спарапета в военном планах наместники окраин. Им давался собственный гарнизон и определённая независимость налоговой политики внутри ашхарха.
Единственное, что рушило армянскую армию изнутри- конфликты внутри политической системы. Противостояние Артавазда и нахараров вылилось в бойкот первого. Поэтому римлянам легко удалось войти в армянский город и арестовать Артавазда. Противостояние прогреческих и проарабских сил в итоге сдало Армению последним.
Военное сословие Армении вскоре исчезло. Армянской армии удалось окончательно возродиться в 1990-х годах. В связи с этим она также должна иметь свою собственную доктрину и ценности, которыми будет руководствоваться армия. Стоит напомнить, что кодекс война- вещь редкая и кроме армян подобное встречается в полном виде только у рыцарей и японцев.
Кодекс защищает армию как от психологических атак, так и от духовного или морального разложения. В условиях древней Армении кодекс был важен, так воин был тем, кто обеспечивал жизнь армянского народа в условиях постоянной внешней агрессии.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор
Поделиться