XV-XVII века для Армении оказались катастрофическими веками. Пало последнее армянское государство, которое могло отражать в себе армянскую идентичность. За эти века, ввиду тотального социального упадка, не было написано ни одной крупной летописи и хроники. Из-за этого сюжеты того времени слабо вспоминаются, воспринимаясь в целом, как "тёмный период".
С 1430-х годов Армения была под властью конфедерации туркоманских племён Кара-Коюнлу(Чёрнобаранные). Кровавые походы Джахан-шаха в 1450-х прошлись по Ерзнка, Кемаху, Баберду, Дерджану, Битлису и Мушу. Очень часто Армения становилась ареной борьбы между Кара-Коюнлу и их конкурентами - Ак-Коюнлу(Белобаранными). Битвы между ними опустошили Тарон.
В то же время, Кара-Коюнлу понимало, что её благополучие зависит от местного населения, так как элита конфедерации и племена, откуда оно родом, не местные и не составляют под собой экономическую основу региона. По этой причине, правители конфедерации позволили армянам восстановить ряд церквей, освободили армян Битлиса, Муша и Ахлата от налогов, а также дали возможность армянам заново утвердить в 1441 году армянский католикосат в Эчмиадзине(из-за падения Сиса, естественно). В то же время, большинство армян продолжали находиться по тяжёлым налоговым гнётом.
Победы правителя белобаранных Узун-Хасана в 1467 году над чёрнобаранными воспринимались рядом армянских источников того периода, как надежды на освобождение армян от высоких налогов. Но не прошло и много времени, как гнёт новых правителей оказался ещё хуже.
Почему армяне не восставали? Потому что социальный кризис был фундаментален, падение армянского государства в Киликии от рук мамлюков полностью дезориентировало психологически армян, развалило единую иерархию и структуру. Этим прекрасно пользовались захватчики.
Политика Узун-Хасана была крайне шовинистичной. Христиане должны были носить синие метки для идентификации. В последние годы правления Ак-Коюнлу армянам запрещено было ездить на лошади, звонить в церковные колокола, а также, вдобавок к синей метке, нужно было носить белые ремни как прямой признак их отчуждённости. Рядом мест это напоминает будущих османских султанов.
Но к концу XVI века Ак-Коюнлу пришлось столкнуться с более страшной угрозой в лице растущей династии шейхов Ардебиля - будущих Сефевидов и их союзников в лице племени кызылбашей. Белобаранные разгромили кызылбашей, убив их шейха. Дети этого шейха сбежали с армянскими монахами в Ахтамар. Младший из них, Исмаил, позже станет правителем нового государства - Сефевидского Ирана.
От бывших конфедераций остались лишь буферные зоны. Однако войны в регионе не закончились. У Ирана появилась новая угроза в лице Османской империи, бывшего бейлика Конийского султаната. Турки и персы вошли в зону бесконечных воин на протяжении всего XVI века. Война была и религиозной - между суннизмом турок и шиизмом Ирана.
Дальнейший век оказался ещё страшнее. Слабоцивилизованные племена оказались не так страшны, как милитаризованные государства, претендующие на региональное господство. Армения стала ареной бесконечных войн османов и иранцев. В 1554 году османы вошли в Ереван, "славу всей Персии", как называли в те времена этот город, и сожгли его. Тяжёлые времена для армян ещё только наступали.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор