Мир не раз испытывал на себе влияние какой-то отдельной цивилизации или философии настолько, что имел место определённый перелом или изменения в развитии человечества. Не всегда эти изменения закреплялись навечно, но они были.
Армения как одно из древнейших государств пережила немало эпох, о которых другие народы знают по книжкам и по доисторическому описанию своей родины, редко претендуя на схожий с Арменией возраст государственности. За это время Армении, а позже армянам, ввиду гибели государственности, удавалось сохранять в себе черты собственной цивилизации, но при этом общаясь с остальными.
Не будет новостью, что на отношениях культур и базируется развитие, так как ни одна в мире цивилизация не способна самовоспроизводить прогресс всего человечества. В своё время эпоха эллинизма совпала с расцветом армянского государства. Великая Армения не утратила своей собственной культурной составляющей, но приобретения эллинской эпохи пошли только на пользу: самоуправление городов по эллинскому принципу в Армении способствовало быстрому развитию ремёсел и расширению городской среды.
Тоже касается и христианства. Зародившись изначально в достаточно чуждой большинству мира Иудее, этика христианства расширила границы во все стороны. Принятие Арменией христианства, к тому же самое ранее, застолбило за армянами статус отдельной нации в огромном пространстве Передней Азии и защитило армян от участи стать малым народом иранского мира, который бы сейчас уж точно некоторые приписали бы к курдам.
Но мы видим, какой урон может быть нанесён крайне проблемным восприятием даров мировой цивилизации, как падение и разрушение древнеармянских храмов. В то же время, позиция новых религиозных проводников армянского народа позже смягчилась, а затем и вовсе национализировалась.
В 18-19 веке армяне ничуть не отставали от мировой тенденции, зародившейся в Европе и удачно опробованной в США, как республиканство. Армянская конституция Шахамиряна написана в тот же период, когда и Конституция США, Франции и Польши.
Принимать веяния мировой культуры не является преступлением против нации. Преступлением будет попытка заменить чуждой культурой свою.
Глобализация в этом случае куда опасней, чем всё остальное. Она крайне распространима и крайне восприимчива обществами, так как параллельно тянет за собой прогресс, хотя эти вещи далеко не одинаковы.
Отсюда появляются на Западе армяне-пацифисты, которые требуют самих армян прекратить воевать с азербайджанцами. Им искренне всё равно, что американский пацифизм, откуда они черпают идеи- антиимпериалистский, в то время как армянская война- война освободительная. Не меньше проблем у армянок-феминисток. Как-то раз одна из таких организаций заявила, что "с женщинами в Армении обращаются так жестоко, что это словно как турки во время Геноцида". И это большая проблема, чрезмерно большая, даже когда эти заявления слышны в дали и приглушённо.
Как говорил Черчилль, "Демократия- ужасная форма правления. Просто другие ещё хуже". В современности демократия действительно способна решить государственные вопросы куда более эффективным путём, но это не значит, что она идеальна и что её нужно вырывать с корнями и посадить на армянскую почву. Мало того, в мире крайне мало истинно состоявшихся демократий, поэтому неадекватно пытаться ещё не до конца изученный опыт воспринимать как данность.
Демократия для Армении- средство, способное организовать общество и власть в менее худших формах, но не цель. Цели у Армении куда шире, чем результаты прогресса, так как эти результаты с веками становятся историей, в отличие от общих ценностей. Ведь демократия не приносит ценностей, это просто ценности того общества, откуда опыт демократии воспринимается.
Отсюда идёт большая ответственность перед предками и потомками в сохранении особого компонента армянской цивилизации, в сочетании с требованиями времени и развития. Ответственны за этот процесс как власть, так и общество. И власть куда больше, ведь она оставила армянский род на 600 лет без себя и теперь должно восполнить это. Армянская нация же сама доказала историей, что способна защитить своё будущее древней и процветающей нации.
Артур Акопян,
ИАПС Антитопор