Перво-наперво, следует сказать о цикле данных публикаций несколько слов, чтобы определить характер предлагаемых материалов и предотвратить возможные «холивары» между подписчиками.
Собственно это понятно и из названия: «традиционная история» (или наоборот – «историческая традиция»). Англоговорящим известно, что к предмету истории, а также к политэкономии практически не применяется слово science, которым англичане обобщенно называют точные и естественные науки. Про историю чаще говорят discipline, поскольку нет у нее таких четких свойств и точных законов, все зависит от взглядов, а взгляды, как мы понимаем, меняются и менялись и раньше, причем, диаметрально.
Поэтому, когда мы говорим о прошлом, об исторических персонах, фактах мы никогда не можем доказать их стопроцентную достоверность. Всегда найдется тот, кто сможет подвергнуть сомнению или даже оспорить любое утверждение о событии, отдаленном от нас временным промежутком в несколько столетий (не говоря о большей древности).
Одним словом, фальсификации и искажения в освещении происходившего, его переоценка в угоду интересов отдельных групп и персон у власти уже тоже имеют свою историю. В данной публикации я опираюсь на наиболее часто упоминаемых авторов и их трактовку событий, при этом, отмечая, что большая часть повествования сейчас скорее может быть отнесена к сказаниям и апокрифам и ни в коей мере не может выступать в качестве точных исторических фактов. Но нужно понимать, что и оспаривание всего описанного также недоказуемо. В некоторых местах, конечно, наряду с традиционной позицией историков я буду предлагать и альтернативную (чтобы читатель мог сам оценить ее вероятность). Самое же важное, по-моему, уже не факт события, а его восприятие в сознании этноса и связанное с этим мировоззрение. Вот сходный пример, если говорить проще: вряд ли мы можем доказать сам факт существования в 1 в. нашей эры Иисуса Христа (равно как и оспорить), но переоценить его последствия для всей нашей цивилизации довольно трудно.
В этой части, посвященной, наверное, самым волнующим событиям ближневосточной истории есть и другой момент. Некоторое время назад я спорил об искусстве со своим товарищем. В общем, темой спора была иконопись, на которую мы имеем разные взгляды. Просто я, как человек занятый в сфере изобразительного искусства, считаю, что этот тип творчества неразрывно связан с духовными воззрениями цивилизации. Это мнение я подкрепил тем, что большинство всех найденных при раскопках и др. изысканиях предметов искусства всех эпох так или иначе представляют собой изображения божеств или обожествляемых персон и их символы. Но мой товарищ напомнил мне, что в трех главных монотеистических конфессиях, определивших развитие нашей цивилизации, существует буквальный запрет на создание изображений и/или поклонение им. Он определен и для мусульман, и для иудеев, и для христиан в заповедях сразу в двух независимых книгах Ветхого Завета.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что в водах ниже земли, не поклоняйся им и не служи им; ибо Я, YHWH, Бог твой, Бог ревнитель, за вину отцов наказывающий детей до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи [родов] любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
(Второзаконие 5:8, Исход 20:4-6)
Товарищ сказал, что считает иконопись и изображения святых в храмах отступничеством и язычеством. Понятно, что я, как христианин, мог бы объяснить это самой идеей Боговоплощения, Евангелием, Новым заветом (Господь вочеловечился и стал одним из нас, стал изобразим). В этом отчасти и есть великая суть Христовой жертвы и мученической смерти на кресте. Но, может мне показалось, что этот аргумент приведет спор в иное русло, а может я, ретроспективно рассматривая развитие искусства, задумался вообще о праве человека на сам акт творчества, на создание духовных ценностей. Ведь результат нашего творчества – всегда отражает что–то личностное, он уникален по сути.
Эта наша особенность проявляется и в восприятии и в интерпретации информации. Многим из нас легче нарисовать, чем долго рассказывать. Да и понять, усвоить изображенное получается быстрее.
В ходе размышлений возникла идея написать обобщенную легенду связанную обретением первого Образа Христа именно в традиционном (см. выше) понимании слова «история» и снабдить ее другими картинками и изображениями, которые волей случая оказались в моем распоряжении и возможно будут интересны читателям.
Мовсес Хоренаци
Конечно, назвать его труд «Патмутьюн Хайоц» историческим можно сейчас лишь добавив, что речь идет как раз об исторической традиции. Несмотря на то, что Хоренаци – крупнейший средневековый историк и автор не только этого монументального труда… Его можно назвать крупнейшим ученым своего времени. Есть у него и другие книги и во всех прослеживается научный подход и четкая систематизация материала. Конечно в столь объемном труде, есть нестыковки и очевидные анахронизмы, которые многие исследователи принимают за результат позднейших вставок, что является типичным для большинства древних источников.
Анахронизмы и противоречия, имеющиеся в «Истории Армении», в любом случае не исключают самого факта существования Мовсеса Хоренаци, который является одним из наиболее почитаемых отцов армянской церкви, жившим в V в. н. э. То, что в V веке жил епископ по имени Мовсес, который был писателем, засвидетельствовано, например, Лазарем Парпеци.
Интересным представляется тот факт, что в описании он уделяет много времени указанию источников и других историков на которых ссылается, и пространно, но логично объясняет причины своих предпочтений в выборе. В наше время исследователь, столь основательно оценивающий авторитетность источника и без интернета, дал бы фору всем википедистам вместе взятым.
О человеческих качествах, научной смелости и независимости можно судить по тому, как он подошел возможно к главной задаче книги. Известен ее заказчик и обстоятельства определившие работу над «Историей Армении». Меценатом Мовсеса и заказчиком его работы был Саак Багратуни — князь из рода Багратуни, армянский полководец, участвовавший в восстании армян против персов, возглавленном Вааном Мамиконяном. Он сделал своей целью подъем народного самосознания для возрождения независимой Армении, объединения и освобождения земель.
Ввиду того, что правившая в Армении династия Аршакуни прекратила свое существование, Саак готовился стать правителем Армении, что и произошло в 481 г. Для этого ему был очень важен труд Мовсеса Хоренаци. Любой правитель творит историю, причем чаще это относится именно к истории, предшествующей его воцарению. Конечно для оправдания в глазах соратников, народа и других возможных претендентов на трон, не помешало бы, чтоб историк возвел родословную Багратуни к Айкидам или иным полулегендарным царям античной древности. Кстати, предшественник Хоренаци так и поступил, и версия о происхождении рода Багратуни от Айка сохранилась, в частности, в «Начальной истории» армянского историка анонима. Зато не сохранилось его имя в отличие от Мовсеса Хоренаци. А ведь Хоренаци не испугался опровергнуть это родство в своем труде: «Ибо некоторые не заслуживающие доверия люди произвольно, не считаясь с истиной, утверждают, что твой венцевозлагающий род Багратуни происходит от Айка». И далее отец армянской историографии приписывает роду Багратуни еврейское происхождение от некоего принца Шамбота (Шамбат, арм. Смбат), одного из иудейских пленников, привезённого в Армению царем Айком II, союзником вавилонского царя Навуходоносора II. Вот такая любовь к истине должна быть у настоящего историка.
И тем не менее, несмотря на подобные доказательства, беспристрастности и честности, его рассказ о появлении христианства на землях Малой Азии и Армении у многих исследователей вызывает сомнения. Что ж, тут можно сказать, что Хоренаци в работе указывает несколько несохранившихся (или сохранившихся частично) произведений: труд Евсевия Кесарийского «Церковная История», работы Мар Ибаса Катины, и некий трактат –сирийская рукопись напечатанная Георгом Филипсом в Лондоне в 1876 году называемая «учение Аддаи (Фаддея)» (Doctrina Addeai). в которых описаны те же события.
О существовании в эпоху Хоренаци этих трудов и авторов говорит и то, что на них ссылаются и другие летописцы.
История повествует нам о царе Осроены (маленькое государство в северо-западной Месопотамии). И хотя критики говорят о том, что Хоренаци ошибочно называет его армянским царем, Абгаром V, сыном Аршама из-за созвучия с прозвищем имени Аршам - Уххомо (Уккама) «Черный»… Они также утверждают, что это ассирийский царь. Но тут доказательная база еще слабее, поскольку Ассирия к этому моменту уже давно перестала существовать, равно как и все династии ассирийских царей. Последним царем Ассирии был сын Ашшурбанипала (669 - ок. 633 до н. э.) - Синашаришкун, который сжег себя, чтобы не достаться живым в руки мидян, осаждавших Ниневию. После этого Ассирия не имела ни царей, ни государства. Осроена же при Абгаре I входила в состав державы Тиграна второго и согласно многим источникам цари ее все же были родственны Арсакидам Армении и Парфии … Как бы то ни было, в заголовке к этой публикации я все-таки счел правильным убрать прилагательное «армянский», оставив вместо него многоточие. Сейчас последние нашумевшие открытия и находки царских гробниц Осроены доказывают, что полное имя царя Абгар V Уккама бар Ману, что по мнению многих ассирийских иссредователей, говорит о неармянском происхождении царственной династии. Можно возразить и напомнить им, что у Евсевия и Мовсеса Ману (или Мано, Манос) указано как второе имя Аршама.
В любом случае, сомневающиеся считают, что история, произошедшая с Абгаром V, и его переписка с Иисусом Христом придуманы во времена Абгара IX Великого, который принял христианство лишь в 200 году. Критики склонны полагать, что это было произведено впоследствии для удревнения принятия христианства, и было связано с борьбой за авторитет «первого христианского государства». В этом случае непонятно, почему события в «Учении Аддаи», а также события из жития ап. Фаддея и его мученическая смерть совпадают в описаниях. И во всех хрониках (в том числе и у Хоренаци) после царствования Абгара V, через некоторое время на престоле Эдессы воцаряется Санатрук.
Продолжение следует...
Амаяк Вачеян - ИАПС Антитопор