Архитектура в Армении. Истоки и преемственность
Древнейшие типы и формы архитектурных сооружений на территории Малой Азии и Армянского Нагорья. Вклад Армении в копилку мировой архитектуры. Словарь терминов.
Всем понятно, что архитектура, наряду с искусством – древнейший вид человеческой деятельности. По моему мнению, даже самый древний… Поскольку, если вспомнить пресловутый Энгельсовский постулат о труде и антропогенезе ("Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека" 1876 г.) и поискать мотивацию у конкретной обезьяны, то станет очевидно, что основополагающим качеством (которое в реальности и отличает нас от животных) является умение видеть форму, т.е. представлять себе наглядно результат своего труда, своей деятельности. Таким образом, когда наш самый далекий предок точил один камень об другой, обкалывал его для получения удобной формы или складывал камни и ветки деревьев для создания элементарного укрытия в непогоду, он развивал зачатки образного мышления. Ведь как раз для этого нужно видеть желаемую форму и четко понимать назначение. Вот тут и кроется самое главное… то, что делает нас людьми не по Фридриху Энгельсу, а реально, по-настоящему…
Великий Людвиг Мис Ван дер Роэ – архитектор-модернист и основоположник всей современной архитектуры, ее идей, стилей и направлений. Он не только автор афоризма «Бог в деталях», но и не менее емкого определения, что «Архитектура начинается там, где правильно уложены два кирпича». И с этой точки зрения, зодчество как вид деятельности зародилось где-то на территории от восточного побережья Средиземного моря и до Персидского залива примерно 7-10 тысяч лет назад. Это если судить по первым городам – поселениям. В современном мире архитектура определяется как сознательный акт строительства, причем не в утилитарном смысле, а в качестве разновидности искусства. Тут, часто как пример приводится зиккурат в Уре (Ур-Намму). Т.е. это такое сооружение, которое утилитарным отнюдь не назовешь, и строили его не для того, чтобы в нем жить или хранить припасы, а именно как произведение искусства, как дар богам, как лестница в небо, чтобы по ступеням ее они могли спуститься к людям. И, если как мы видим, роль архитектуры никогда не ограничивалась чисто практическими потребностями, то почему за начало, за точку отсчета мы принимаем именно зиккураты хурритов. Или мегалитические сооружения не отвечают тем же идеям?
Из Словаря архитектурных терминов (под ред. М.В. Адамчика - М. 2007):
- Вишапы (ашдахаки, вешапы, вишапакары) – и их символические изваяния, часто в виде менгиров (одиночных монолитов), а также барельефы, круговые изображения рыб и символизирующие божества плодородия. Распространены на Армянском нагорье и в Передней Азии.
- Хачкар – вертикальная плита, иногда в форме креста, покрытая орнаментальной резьбой с крестом в центре. Воздвигался как надгробие или в ознаменование какого-либо события.
На сегодня ученые связывают Вишапы напрямую с Куро-Араксинской культурой. Несмотря на то, что многие вишапы в Армении были разрушены, расколоты и низвержены, все-таки следует отметить, что в христианский период возможно этот архитектурный тип трансформировался в хачкары. Приняв вишапы в данной статье в число первых архитектурных сооружений, вернемся опять к первым городским постройкам Южного Ирака, к тем грудам камней в пустыне и остаткам ступеней, которые сейчас называют зиккуратами.
Тема лестниц в небо («лествицы»), башен со ступенями - была также характерна для архитектуры Малой Азии еще в доэллинистический период. Следует учесть, что регион Анатолии и Армянского нагорья всегда был неоднороден и в этническом, и в культурном плане. Но в наше время находки на территории Западной Армении (городища Аладжа Хююк, Чатал Хююк и т.д.) подтверждают родство традиций зодчества этого региона и Междуречья, Восточного побережья Средиземного моря и Армянского нагорья. Дело в том, что Месопотамия, Ассирия, Финикия, Персия, находившиеся в идентичных условиях создали очень близкие, во многом перекликающиеся культуры. Это касается и простых архитектурных форм.
Из Словаря архитектурных терминов:
- Эрдик – потолочное отверстие для выхода дыма и освещения.
- Тондир – печь для выпечки лепешек, зарытый в землю глиняный кувшин.
- Тондратун – кухня (помещение) в армянском жилище.
- Глхатун – тип кровли жилища и куполовидное перекрытие со светодымовым отверстием.
- Азарашен – куполовидное перекрытие в армянском доме, состоящее из нескольких ярусов прямоугольников, суживающихся кверху.
- Согомакаш – перекрытие, часто имеющее сужающуюся кверху килевидную форму.
Подобные архитектурные формы и типы перекрытий, известные с глубокой древности (времен неолита), со временем трансформировались в том числе и у соседних народов. И различные виды перекрытий, распространенных в Армении, мы видим в гробнице Кира в Парсагардах и в килевидных кровлях гробниц «народов моря» в Ликии. А тема лестницы встречается в архитектуре армянских храмов и в поздние периоды. Достаточно лишь вспомнить Нораванк или Санаин.
Из словаря архитектурных терминов:
- Гавит, жаматун – усыпальница и зал собраний, пристраиваемые обычно к западной стене армянских храмов, система арок и сводов перекрытия поддерживается обычно четырьмя столбами или двумя парами перекрещивающихся арок.
Эти общие традиции, по мнению многих исследователей ,зародились именно на Армянском нагорье...
Развитие средневековой армянской архитектуры – процесс комплексный и не однонаправленный.
К сожалению, армянское зодчество в западноевропейской науке еще с XIX века рассматривалось как часть Византийской архитектуры в ее провинциальном виде. Эта позиция высказывалась так же и Ричардом Краутхаймером (Early Christian and byzantine Architecture. London. 1965).
Сейчас же, в силу множества открытий и исследований, Йозефом Стржиговским и его школой (Ганс Зедльмайр, Эрнст Гомбрих) развивается абсолютно противоположное мнение, что Армения является центром, где родилась чуть ли не вся восточнохристианская и, частично, западноевропейская архитектура.
Йозеф Стржиговский оправданно полагал, что раннехристианское зодчество в Армении развивалось в тесном контакте с культурой языческого Ирана и в композиционном плане многое передало как раз архитектуре Византии, включая и Софию Константинопольскую. Безусловно, имеется в виду София времен Империи и после восстановления Трдатом — архитектором анийского собора, который и укрепил разрушенные землетрясением стены здания контрфорсами, а купол сделал даже более возвышенным. Именно Трдат сделал Софию такой, какой мы ее знаем. Чтобы понять различия в архитектуре Византии и Армении, следует обратиться к раннему средневековью (5-6 в.). Конечно, везде, где распространялось влияние Константинополя, развивался первоначально базиликальный тип храма, как наследие античности, но реализация его в зодчестве Армении была совершенно иной.
Здесь есть несколько кардинальных отличий:
1. В базиликах, четко относимых к византийскому типу, пространство разделено на три нефа, причем они резко разграничены друг от друга часто стоящими колоннами (пролеты минимальны), в то время как в Малой Азии и Сирии есть несколько образцов сводчатых базилик, где стропильная система заменена сводчатым перекрытием, позволяющим увеличить пролет (хотя и с увеличением массы колонн). А вот Армянские базилики 5 века перекрыты цилиндрическими сводами, которые сами по себе, являясь прогрессивным новшеством и шагом вперед, позволяют значительно увеличить шаг колонн и максимально объединить внутреннее пространство базилик. Ереруйкская и Текорская базилики возведены именно по такому принципу, и, благодаря этому, алтарь, и всё, что перед ним совершается, можно видеть из любой точки храма, а не только из центрального нефа. Правда встречались и иные решения по перекрытию. Например, в однонефной Диракларской базилике. Собственно говоря, это первый шаг архитектуры навстречу потребностям верующих, и, можно сказать, что объединение внутреннего пространства - это основная цель, которой пытались достичь армянские зодчие 5-6 веков.
2. Фасады, наружные объемы (гавиты) и внешний облик армянских храмов при общей аскетичности гораздо сложнее: фасад армянского храма — не просто плоскость с нарочитым отсутствием излишеств как в Византии, это сложная, отдельная и несущая свою идею структура, и художественно, и технически отличающаяся от фасадов греческих базилик. В стенах армянских храмов появляется новый элемент — треугольные ниши, врезанные в стены и призванные разбить пространство фасадов.
3. Не в последнюю очередь армянские храмы отличались кладкой из тяжелых монолитных квадров, которые практически не употреблялись при строительстве в Византийской Империи. Там чаще использовалась облицовка и кирпичная кладка.
4. В основе армянских и греческих базилик лежат разные архитектурные идеи. Они и обуславливают видимые различия в области общей композиции и отдельных деталей. Выступы и башенки по бокам от входа и ниши над ним, портики под щипцом, галереи по фасадам отсутствовали в Византийском зодчестве. Также отличается и форма алтаря - армянский хоран не выступает полукружьем, а скрыт в толще стены.
Все это говорило о прогрессе армянской архитектуры в сравнении с византийской, и дальнейшее развитие все дольше углубляло различия между ними. Уже к концу VI века была выработана своеобразная, известная лишь в Армении композиция огромного кубического здания с выступающими гранными экседрами, перекрытого широким куполом, в большей мере объединившим внутреннее пространство храма. Такова церковь в Мастаре; немного позднее, в 624—631 гг., эта композиция получила дальнейшее развитие в Багаране.
Из Словаря архитектурных терминов:
- Хоран - 1) В армянских храмах тип алтаря, углубленный в восточной стене. 2) Изображение архитектурных зданий или деталей в средневековых армянских миниатюрах, служивших обрамлением текстов и "канонов согласия" — сводных таблиц нумерации разделов.
- Гом - помещение для содержания скота.
- Гоми-ода - парадная комната для приема гостей, мужских собраний.
- Тагакап - традиционное армянское национальное жилище. В отличие от глхатуна, в пределах исторической Армении, было менее распространенным сооружением. Представляет собой каменное жилище со сводчатым тоннелевидным перекрытием. Ширина здания не могла превышать 2,5-3 метра, поэтому такой дом годился лишь для маленьких семей, но никак не для многосемейной общины. Ввиду своих размеров большая часть хозяйственного инвентаря находилась вне пределов жилого помещения, чаще всего в отдельных постройках. Возводился тагакап в пустынных местах, бедных лесоматериалами и богатых залежами камней.
Все эти типы сооружений и сводов с успехом использовались и в храмовой архитектуре. Из всего вышесказанного следует, что зодчество Армении в V-VI вв., как и духовная мысль с другой стороны различались с греческим зодчеством трактовкой идей, и христианство было всего лишь общей основой, началом пути в разных направлениях. По крайней мере, как отмечал А.Л. Якобсон в статье «Взаимоотношения средневековой архитектуры Византии и Армении»: «раннеармянскому зодчеству принадлежит свое определенное место, независимое от византийского».
Амаяк Вачеян - ИАПС Антитопор