Пожалуй, ни с кем более не ассоциируется Армения, как с Хайком и его далёким потомком Арамом. Арам был известен как полководец, совершивший последние битвы против противников Армении и окончательно утвердивший её границы.
У Арама было три противника: Нюкар Мадес, Баршамин и Пайапис Кахья.
Нюкар был мидийцем, Баршамин- сирийцем, а Пайапис- титаном. Имя Баршамина происходит от "Баал-Шамин" и связано с богом Баалом. Имя Пайаписа происходит от: "Пай"- название духов-фавнов в хурритской мифологии и "апи"- окончание хурритских имён. В битве у Мазаки, возле горы Аргей, Арам побеждает Пайаписа. После этого Арам оставляет Каппадокию и город Мазака за своим сородичем, Мшаком.
Схожий момент присутствует в индийском эпосе. Среди противников Рамы был Арджуна Картавирья, которого тот, как это очевидно, победил. Одним из владений Рамы была область Мушика. Общие черты очевидны: Арам, Рама; Аргей, Арджуна; Мшак, Мушика. Название горы Аргей от хеттского "harga"- серебрянный. Имя Арджуны от такого же ИЕ корня.
Имена Арама и Рамы восходят к общему корню *remo- "чёрный, смуглый". В ИЕ мифологии противником "чёрных героев" становятся "белые герои". Только не Пайапис, а Баршам был "спитакапар".
Эта мифологема борьбы "чёрного-белого" очевидна для эпоса индоевропейцев и родственных им народов: в хурритском эпосе это борьба Тешуба с Серебром(локализована битва у той же горы), в греческом- борьба Гермеса(*remo) с Аргосом(*(h)arg) Паноптом и т.д.
Несмотря на немалую родословную Арама от начала Армении, его можно назвать "вторым патриархом" после Хайка. Именно Арам окончательно утвердил границы Армении, а сам он представляет из себя "второго Хайка". Если Хайк победил Бела, то Арам победил "Баал-Шамина", то есть сделал тоже самое. Подобное повторение идёт и дальше в борьбе далёкого потомка Арама, Хайкака, с Белокосом. Арам дал биту у горы Аргей, места культа бога грозы, подобно тому, как Зевс дал битву ехидне Тифону в Аримах, у Серебряных Гор. Сам Пайапис, судя по имени и эпитету "Кахья", был змеем. Это делает Арама таким же богом грозы, как и его предка, Хайка.
Стоит вспомнить, что Хайк руководил группой в 300 взрослых и женатых мужей. С точки зрения древнего устройства ИЕ общества, подобная часть родо-племенного строя зовётся "comitatus", а соответственно, Хайк был его покровителем. Когда Бел, по Анониму, предложил Хайку управление над его молодыми воинами-охотниками в обмен на подчинение, то в ответ от Хайка получил фразу, что "ты собака и твои люди собаки". Нахапету было оскорбительно руководить "детьми". В то же время, в распоряжении Арама были как раз таки молодые воины-охотники("манкунк орсаканк"), с которыми он и завоёвывал Армению. Это группа архи-общества была представлена молодыми и ещё неженатыми воинами-охотниками, которые посылались на "боевое крещение" и в глубокие рейды, дабы доказать свою полезность и возможность стать частью comitatus-а. Как бог, Арам был покровителем этой части древнеармянского общества, а сам отражал вторую функцию ИЕ богов- воинскую.(Первая функция у Хайка- власть, в сакральном и юридическом аспекте).
Мшак был назначен управителем Мазака. Его имя связано с армянским "мшак"- "земледелец", грузинским "мшаки", "мшаоба"- "земледелец", "работа", черкесским "мишак"- "рабочий" и т.д. Его имя можно связать с библейским Мешехом, сыном Иафета, и Машем, сыном Арама. В I книге Паралипоменон вместо Маша упомянут Мешех. Иосиф Флавий считал, что родина Мешеха- Каппадокия. Всё это связано с этнонимом "мушк"- народа, проживавшего в этом регионе. Возможно, имя этому народ дали армяне(Хай-к, Вир-к, Апшил-к, Муш-к). Напомним, что Мшак выступает как сородич Арама, то есть как часть "армянского мира". Вопрос происхождения мушков достаточно спорен, однако по анализу керамики региона, приход нового элемента в самом начале Урарту шёл не со стороны Балкан, то есть Запада, а с северо-востока. Однако их упоминание как "земледельцев" и более ранее упоминание этнонима мушков в Библии указывает на их древнее происхождение в регионе. Если сопоставить Арама и Мешеха-Маша с Арамом и Мшаком, то это уходит в древнейшие времена региона.
В армянском эпосе сложилось всё. Здесь отражены ранние этапы существование Армении, этапы социогенеза(в лице стратификации групп древнего общества), политогенеза(Арам завершил формирование Армении), теогонии, антропогонии(схожесть Хайка с Ноем). Одним целым с армянами становятся хурриты(Хор), урарты(Манаваз) и мушки(Мшак), зародившиеся в регионе с древнейших времён. Таков вот эпос, в мифическо-простой оболочке заложен фундаментальный смысл.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор