Как в борьбе с ересями рождалась формула исповедания Веры ААЦ
Напомним вкратце о некоторых ересях и ересиархах (представителях еретических богословских школ) бытовавших и развивавшихся в первой половине 5 в.
Константинопольский Патриарх Несторий, объявил, что Христос имел два естества, два лица, две воли и два действия, т.е., что Иисус Христос такой же человек, как и мы, но в отличие от нас в Него вселилось Божество.
Учение Нестория возглавили епископы Феодор Мопсуестийский, Ива Эдесский и Феодорит Кирский, вследствие чего вся Антиохийская школа впала в человекопоклонение, т.е., в гуманизм.
Борьбу против Нестория возглавил Кирилл Александрийский. Эфесский Собор принял формулу свт. Кирилла Александрийского «единая воплощенная природа Логоса». В 431-ом году на Третьем Вселенском Соборе в Эфесе Несторий был осужден, а в 435-ом году сослан в Египет.
Но император Маркиан с большими почестями пригласил Нестория на следующий Халкидонский Собор, потому что «Томос» Папы Льва, на основе которого были разработаны каноны Собора, был близок по духу к учению Нестория.
Немощный старец умер, не выдержав долгой и утомительной дороги. Его последователи образовали в Персии Несторианскую Церковь, присоединив к себе персидских яковитов, отпавших от Византии в 424-ом году. (Эдесский епископ Яков Барадей (542-578), рукоположил множество епископов и основал новую самостоятельную «Яковитскую» Ассирийскую Православную Церковь (АПЦ), осудив несторианство. До 1034 года Яковитский Патриарх восседал в Антиохии, а ныне в Дамаске. В XVII веке в Индии была образована дочерняя АПЦ которая называется Малабарской Православной Церковью и имеет своего Патриарха.) В 484-ом году они вместе, т.е., последователи Нестория и отпавшие от своей Церкви персидские яковиты, осудили Эфесский Собор, а в Эдессе заново открыли богословскую школу, которая прежде была закрыта императором Зеноном. На самом деле не Несторий, а именно Феодор Мопсуестийский был подлинным учителем и главой того, что именовалось «несторианством». Христиане «несториане», обучавшиеся в Эдессе и Нисибии, и в 431-ом году, т.е., после торжества свт. Кирилла, бежавшие в Персию, ссылались не на Константинопольского Патриарха Нестория, как на свой вероучительный авторитет, а почти исключительно на Феодора.
В 499-ом году на Селевкийском Соборе несторианство было провозглашено официальной религией персидских христиан. Нисибия (или Мецбин, армянский город, разрушенный землетрясением и заново отстроенный в I веке царем Санатруком Аршакуни, позднее включен в состав ассирийской провинции Римской Империи.) превратилась в культурный центр несториан. Начались гонения на Атерпатенскую (Персидскую) епархию Армянской Церкви.
Несторианство распространилось в Аравии, Ср. Азии, Индии и даже в Китае. В XIII веке несторианская Патриархия насчитывала 25 митрополий и 150 епископств. Татаро-монгольское нашествие стало губительным не только для Халифата, но и для Несторианской Церкви. Несториане ушли в курдские горы, а в XIV веке обосновались в Сирии и Междуречье, приняв турецкое подданство, что возымело отрицательное воздействие на общину. Несториане живущие на территории Армении в 1898-м году вошли в унию с РПЦ-ю, а большая часть несториан, во главе со своим Патриархом, в 1984-ом году присоединилась к Риму.
Несториане себя называют ассирийцами и проживают в Ираке, Иране и Сирии в количестве 175 тыс. человек. Духовный центр находится в Ираке и возглавляется Патриархом, который называет себя Антиохийским. В 1895-м году была найдена книга Нестория под названием «Книга Гераклида», на ассирийском (арамейском) языке, а в 1910-ом году эта книга была опубликована. Благодаря такому странному названию книга не была уничтожена и сохранилась до наших дней. Еретические взгляды Нестория осудил не только Третий Вселенский Собор, состоявшийся в 431-ом году в Эфесе, но и поместный Собор ААЦ-и. Об этом свидетельствует переписка Католикоса Саака I Партева и ученного монаха Месропа Маштоца с Константинопольским Патриархом Проклом, которым была описана христология Феодора Мопсуестинского еще в 435-ом году в авторитетном «Томосе армянам» как «слабая паутина» и «слова, написанные водой».
В V веке в Константинополе жил некий греческий монах Евтихий, который в своих пререканиях с несторианами впал в другую крайность, не менее опасную, чем несторианство. Он утверждал, что Иисус Христос только Бог в образе человека и имеет только Божественное естество, что в корне противоречило Православию. В отличии от Нестория, который делил Христа на две ипостаси, два естества, две воли и два действия, Евтихий все сливал и изменял перемешивая ипостась и природу, волю и страсти. В 448-ом году на поместном Соборе в Константинополе, во главе которого стоял Патриарх Флавиан, Евтихий был осужден, а Собор принял формулу «два естества». В 449-ом году патриарх Александрийский Диоскор созвал новый Собор, на котором Евтихий представил некое вероисповедание якобы основанное на трех Вселенских Соборах и трудах отцов Церкви, после чего был оправдан, а Флавиан осужден.
В 449 г император даже потребовал от Епископа Флавиана написания принципов исповедания веры. Флавиан такое исповедание написал: «Исповедуя Христа в двух естествах после воплощения Его от свт. Девы и вочеловечения, мы исповедуем в одной Ипостаси и одном Лице Одного Христа, Одного Сына, Одного Господа. И не отрицаем, что единая природа Бога-Слова, воплощенная и вочеловечившаяся, ибо из двух естеств Один и Тот же Господь Наш Иисус Христос... И прежде всех анафематствуем нечестивого Нестория». В своей полемике против несториан святой Кирилл Александрийский выдвинул формулу: «единая природа воплотившегося Слова». Святой Кирилл остается православным. Но некоторые из его учеников восприняли эту формулу буквально: во Христе одна природа - Его Божество;отсюда и само название этой ереси - монофизитство (от mono - одна и fusis - природа). Монофизиты не отрицали во Христе человечества как такового, но оно казалось им как бы поглощенным Его Божеством, как капля океаном.
«Слово стало плотью» - твердили монофизиты, но это «стало» было для них подобно превращению воды в лед: оно было только видимостью, только подобием, ибо во Христе все Божественно. Так, Христос единосущен Отцу, но не людям. Он прошел через Деву, ничего у Нее не заимствовав, а только воспользовавшись Ею для Своего явления».
Отцы ААЦ-и слово «стало» всегда трактовали как безраздельное и неразлучное соединение.
Папа Лев 12-го мая получил приглашение на Собор. Сам он и не думал двигаться. Аттила был у ворот Рима. Гунны под предводительством Аттилы (Бича Божьего) стояли у стен Рима, грозя уничтожить Вечный город.
452-ом году Лев I принял участие в посольстве римских граждан к вождю гуннов. В тот раз удалось уговорить Аттилу от намерения сжечь и разграбить город. А, кроме того, Папа и не предвидел важности дела. Он послал легатов с письмами к императору, к Флавиану, к Собору и к монахам Константинополя. Из них к Флавиану было самое важное — знаменитый «Томос» Папы Льва. Это изложение учения о Боговоплощении. Вот некоторые из его положений:
1. «Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога».
2. «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, человек Иисус Христос, с одной стороны, и мог бы умереть, а с другой — не мог бы... Ибо каждая природа в общении с другой производит то, что ей свойственно. А именно: Слово производит то, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти».
3. «Еще и еще повторяю: один и тот же истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий...». 4. « ...Ибо хотя в Господе Иисусе Христе — Боге и Человеке — Одно Лицо, однако иное есть то, откуда происходит в том и Другом общее уничижение, и иное есть то, откуда происходит общая слава».
5. «Итак, в силу этого единства Лица, познаваемого в той и другой природе, и говорится, с одной стороны, что Сын Человеческий сошел с неба, тогда как (собственно) Сын Божий воспринял Плоть от той Девы, от которой Он родился, и, с другой стороны, можно сказать, что Сын Божий распят и погребен, хотя и распятие и погребение претерпел Он не в Божестве самом, по которому Единородный совечен Отцу и Единосущен.
Проведем анализ между высказываниями Папы Льва в своем «Томосе» и вероопределением ААЦ-и:
1. Папа: - «Неполезно для спасения и одинаково опасно признавать в Иисусе Христе или только Бога без человека, или только человека без Бога».
ААЦ: - Сам, Логос, воистину стал Человеком, то есть, воспринял человеческую совершенную природу - дух, разумную душу и тело. Не то, чтобы Слово превратилось в тело или тело - в Божество, и не то, чтобы соединяясь Божественное и человеческое изменили, или преобразовали, или смешали свои естества, но совершенный Бог воспринял совершенную человечность без изменения, без преобразования, без смешения, то есть, Бог остался Богом и Человек - человеком.
2. Папа: - «Для нашего искупления нужно было, чтобы один и тот же посредник между Богом и человеком, Человек Иисус Христос, с одной стороны, и мог бы умереть, а с другой — не мог бы... Ибо каждое естество в общении с другим производит то, что ему свойственно. А именно: Слово производит то, что свойственно Слову, и плоть следует тому, что свойственно плоти».
ААЦ: - С Божеством соединенным Телом был положен в гроб, ибо от Тела Христова, мертвого по человеческому естеству, не отступил Дух Святой, потому Оно и осталось в гробе нетленным, как не разлучившееся с Божеством и от Божества неотделимым духом снизошел в Ад... Христос спасительным домостроительством понес все человеческие немощи, свободно пройдя сквозь человеческие страсти, осудив в них закваску греха и освободив нас от проклятия греха. Следовательно, домостроительными делами являются не только Богоприсущие чудеса, - хождение по водам, воскрешение мертвых, умножение хлебов и прочее, а также присущие человеку немощи: жажда, изнеможение, проливание
слез и прочее.
3. Папа: - «Еще и еще повторяю: один и тот же истинно Сын Божий и истинно Сын Человеческий...».
ААЦ: - В том истинная вера, чтобы верить, что наш Господь Иисус Христос, Сын Божий, одинаково как Бог, так и Человек. Бог Он, как рожденный от Отца прежде начала времен, и Человек, как
рожденный от матери в свое время. Совершенный Бог и совершенный Человек с душою разумной в теле человеческом. Равен Богу по Божественной природе и меньший Бога по человеческой природе. И хотя Он Бог и Человек, но не два, а Один Христос. Но как Он Один, то не Божественная природа изменилась на человеческую, но человеческая природа принята Богом. Один Он есть, но не так, чтобы природы смешивались, но чтобы они образовали единство.
4. Папа: - « ...Ибо хотя в Господе Иисусе Христе — Боге и Человеке — Одно Лицо, однако иное есть то, откуда происходит в том и Другом общее уничижение, и иное есть то, откуда происходит общая слава». ААЦ: - Тот, кто единосущен Отцу по Божеству, стал единосущным нам по человечеству, стал истинным и совершенным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Когда Господь совершал Божественное чудо, Он действовал как Бог, но и как Человек, чтобы человек также мог стать сопричастником Божественных деяний, а когда Он брал на Себя человеческие немощи, то нес их как Человек, но не по проклятию подобно простым смертным, но как Бог и Человек.
ААЦ: - Тот, кто единосущен Отцу по Божеству, стал единосущным нам по человечеству, стал
истинным и совершенным Человеком, во всем подобным нам, кроме греха. Когда Господь совершал
Божественное чудо, Он действовал как Бог, но и как Человек, чтобы человек также мог стать.
5. Папа: - «Итак, в силу этого единства Лица, познаваемого в той и другой природе, и говорится, с одной стороны, что Сын Человеческий сошел с неба, тогда как (собственно) Сын Божий воспринял Плоть от той Девы, от которой Он родился, и, с другой стороны, можно сказать, что Сын Божий распят и погребен, хотя и распятие и погребение претерпел Он не в Божестве самом, по которому Единородный совечен Отцу и Единосущен, но в немощи нашей природы».
ААЦ: - Два совершенных стали единым совершенным, в новом и изумительном соединении. С момента Зачатия Божественное и человеческое нераздельно соединились в Едином Господе Иисусе Христе, и потому в спасительном домостроительстве вочеловечения Слова, начиная со святого Зачатия, нельзя говорить о каком-либо действии, как о только лишь Божественном или сугубо человеческом. Богочеловеческое соединение во Христе не есть ни сочетание, ни присоединение или соотношение, но соединение - сущностное, бытийное и природное, в которое невозможно внести разделение или рассоединение. Один из Троицы Пресвятой, - Единородный Сын Божий, Слово Предвечное.
«Томос» Папы Льва был осуждением только Евтихия. Как и решение Константинопольского Собора 448-го года, «Томос» совпадает с антиохийским исповеданием 433-го года. По догматической терминологии и формулам «Томос» не дал ничего нового. Да и несовершенства латинского языка невольно притупляли точное звучание богословских понятий. Например: не «ипостась», а только «персона», не «природа — фисис», а только «форма» — термин не точно философский, а только разговорный. Латинские богословы лучше понимали язык «Томоса» Папы Льва, чем язык святого Кирилла.
Это несовершенство явилось причиной неправильного перевода «Томоса» Льва, который был сделан Патриархом Флавианом 13-го июля 449-го года, на армянский язык. В этом переводе слова «одно и другое», относящиеся к двум естесвам Христа были переведены на армянский язык как «vomn yev vomn», т.е., переданы таким выражением, которое по духу армянского языка прилагается только к одушевленным лицам. И этот перевод стал поводом для обвинений Папы и Халкидонского Собора в том, что они, порицая Евтихия, впали в заблуждения Нестория.
ААЦ отвергла «Томос» Льва, а, следовательно, и Собор принявший этот «Томос».
Потому что с позиции Армянской Церкви толкование о двух лицах во Христе после Его воплощения было опасной несторианской ересью уводящей от Православия. Потому ААЦ осталась верна Православию первых трех Вселенских Соборов и формуле Кирилла Александрийского «единая воплощенная природа Слова-Бога», где два естества, Божественное и человеческое, нераздельно, неразлучно, неизменно, неслитно соединены в единой воплощенной природе Логоса и в одном Лице Господа нашего Иисуса Христа.
Католикос Нерсес Шнорали (Благодатный) пишет: «...одно Существо и одно Лицо из двух естеств в одном Иисусе Христе». К этому времени большую силу набрало также монофизитство, последователи которого, ловко манипулируя текстами Священного Писания и предшествовавших Вселенских Соборов, отстаивали свои богословские позиции, отвергая единосущие нам Христа по человечеству. Поэтому ААЦ-и провело четкую грань между Православием и несторианством, с одной стороны, и Православием и монофизитством, с другой.
В «Исповедании Веры» ААЦ-и определяется исповедовать Господа нашего Иисуса Христа по человечеству как «истинно Человека, того же из души разумной и тела» — это утверждение означает, что Его человеческое естество является реальным (не призрачным) и единосущным с человеческим родом. Кроме этого, в «Исповедании Веры» ААЦ-и исповедуется вера во Христа совершенного в обеих Своих естествах: «совершенного в Божестве и совершенного в человечестве... во всем подобного нам кроме греха», что отнюдь не мешает единому совершенству. Ибо формула “два совершенных не могут быть единым совершенным” является пережитком эллинской философии, что не совместимо с христианским богословием.
Амаяк Вачеян
ИАПС Антитопор-инфо