Армяне Египта
В Египте армяне оставили немалое наследие. По большей части, нам известны армяне Нового времени, внёсшие вклад в развитие Египта, такие как армянский банкир Погос Юсифян, первый премьер-министр Египта Нубар-паша, директор железных дорог и застройщик Гелиополя Погос Нубар, министр финансов Якуб Артин Паша и многие другие. Однако армяне в Египте появились намного раньше и не во времена Фатимидов, а ещё в античности.
Первые данные об армянах в долине Нила даёт римский историк I века Саллюстий. Уже тогда он писал о том, что там проживало немало армян. На присутствие армян указывают и египетские папирусы и надпись на фиванском склепе. Однако нам не известно ничего детально об армянах того периода.
Первым армянином, внёсшим вклад в развитие египетских земель, был полководец Византии Нерсес Камсар. Находясь в Египте в VI веке, он запретил богослужения Исиде и Осирису. Постепенно в стране оседают армяне, покидавшие Ближний Восток из-за нашествия мусульман. Была и другая причина эмиграций в Египет: религиозная. Копты были древневосточными христианами, также отвергшими Халкидонский собор, и они видели в армянах своих единоверцев. Это было взаимно и побуждало армян переселятся в Египет, дабы совместно с коптами защищать свою веру от экспансии ислама.
Вскоре Египет стал частью Арабского халифата. В период его раздробленности, страна в X веке перешла под власть Фатимидского халифата. Историк Гастон Виэ считает правление этой династии "армянским периодом", так как роль армян в этот момент значительно возросла. Многие армяне занимали высокие посты: Бадр-ал-Калаша реорганизовал армию, Бах ад-дин Каракуш был руководителем государственного строительства, Али ибн Яхья аль-Армани был губернатором Египта в IX веке. В XI веке, по словам Матевоса Урхаеци, в Египте проживало 20000 армян. В том же веке в Египет приехал католикос Григорий II Вахрам. В Александрии состоялся собор в 1086 году, где было достигнуто согласие в вере между армянами, коптами, сирийцами, эфиопами и нубийцами.
Самым важным, пожалуй, деятелем Египта был Бахрам ал-Армани. Он достиг самого высокого поста в стране, став её визирем. К тому времени в ней началась междусобица между различными группировками. По приказу халифа был убит визирь Абул-Фатх Йанис аль-Армани, также армянского происхождения. После этого, за власть начали борьбу сыновья халифа, что привело к восстанию в армии. Пришлось заручиться помощью Бахрама.
Бахрам аль-Армани был идеальной кандидатурой на пост визиря. Для многих своих соплеменников он был военным лидером, а его христианская вера указывала на то, что он не будет далее подстраивать под себя всю политическую систему. Современник Ибн Муйассар писал, что он обладал выдающимся умом. Халиф назначил Бахрама визирем, дав ему титул Сайф ал-Ислам(Меч Ислама) и Тадж ад-Даула(Венец Державы). Он был визирем в 1135-1137 годах. Стоит отметить, что за всю историю было семь армян-визирей в Египте, но только Бахрам сохранял своё христианское вероисповедание.
Он активно строил армянские церкви и монастыри. Однако политика Бахрама понравилась далеко не всем. Особенно вызвало недовольство то, что он пытался вернуть в христианскую веру тех армян, которые приняли ислам. В 1137 году в Египте вспыхнуло антиармянское восстание, во главе суннита-шафиита Рыдвана Валакши. Был объявлен джихад против Бахрама и армян. Были погромы армянских домов и церквей, был убит католикос Египта. Халиф отстранился от этой ситуации, но вскоре удалось решить всё удалением Бахрама в монастырь. После смерти Рыдвана, он всё же вернулся ко двору халифа, став его советником до конца своей жизни. Его смерть халиф приказал оплакивать три дня, закрыв все диваны в стране.
В XIV веке армяне были четвёртыми по численности в Египте. И после оккупации Египта Османской империей армяне были известны в стране, как ремесленники и ювелиры. А в XX веке им вновь предстояло принять важное участие в государственном строительстве египетской земли. Можно сказать, что вся история средневекового и современного Египта пронизана участием армянского народа.
Артур Акопян
ИАПС Антитопор